Как быстро и надолго запоминать информацию: техники и приемы

Мнемонические техники запоминания

Что такое мнемоника? Это понятие определяют как сочетание различных техник и приемов, которые призваны облегчить запоминание и увеличить общий объем памяти за счет создания искусственных ассоциаций. На этом приеме основаны все самые известные мировые техники запоминания.

Наиболее простым, но самым эффективным в мнемонике является правило визуальных ассоциаций. Стоит вспомнить хотя бы один предмет, входящий в ассоциативный ряд, и остальные вспомнятся следом за ним. Главное – создать искусственную ассоциацию и связать ее с последующими в одну цепочку.

Для лучшего запоминания информации необходимо превращать ее в определенные образы. Такой способ поможет намного лучше, чем автоматическое зазубривание. Сведения, которые человек запомнил по методу мнемоники, не только быстрее усваиваются, но и навсегда останутся в памяти. Особенно это касается специфических текстов, которые сложно заучить обычным способом.

Выбор наиболее подходящего образа

Разные предметы можно запомнить по-разному: какие-то остаются в памяти обобщенно, а другие, напротив, детально и очень подробно. Поэтому для создания ассоциации подойдет не каждый образ.

Критерии для выбора ассоциативного предмета в мнемонике:

  1. Крупные образы. Даже если выбранный предмет не отличается большими размерами, то образ, соответствующий ему, должен быть крупногабаритным. К примеру, если запоминать кролика и экскаватор, то лучше представить зверька размером с механическую машину.

  2. Цветные образы предмета. Образное представление запоминаемого предмета должно иметь тот же цвет, что и оригинал. Бесполезно пытаться запомнить радугу, если использовать для этого однотонный предмет.

  3. Насыщенность. Яркий образ запоминается легче, поэтому лучше добавить в него как можно больше красок и блеска.

  4. Обилие деталей. Нужно проработать детальность образа. Если запоминать мордочку кролика, то стоит добавить все мельчайшие детали: блестящие глазки-бусинки, постоянно двигающийся носик, шевелящиеся усы. Это поможет, если запоминать сложные пароли при помощи мнемоники.

  5. Объем. Не рекомендуется использовать плоские и «картонные» образы, так как они плохо запоминаются.

Память и сила человеческого сознания превосходит компьютерные программы для 3D моделирования в несколько раз. Любой человек может мысленно рассмотреть со всех сторон, приблизить и изменить любой предмет. В этой области возможности мозга мало изученны.

Создание образной картинки

Соединение нескольких образов дает цельную картинку, которая должна соответствовать определенным правилам. Изображение должно быть:

  1. Динамическим. Запоминание движущегося предмета происходит легче, так как он привлекает к себе больше внимания.

  2. Необычным. Яркие, красочные и нестандартные образы быстро запоминаются. Например, вместо «стакан» лучше использовать такой образ: «Прозрачный стакан, наполненный ароматным чаем». Этот прием в большинстве случаев оказывается эффективным.

  3. Эмоциональным. Такой пример запомнить не только проще, но и интереснее.

  4. Связанным с остальными элементами. Связь должна быть логичной и обоснованной, кроме того, составляющие картинки должны находиться в подходящей обстановке. К примеру, названия различных овощей запомнить легко, если представить их на прилавке овощного магазина.

Запоминание абстрактных понятий при помощи мнемоники

Существуют такие слова, которые невозможно облечь в визуальную форму – власть, доброта, гнев, боль и т.д. Но ассоциативный метод и богатое воображение помогут и в этом случае.

Представить боль можно в виде лекарств или больничной палаты, любовь – как сердце, власть – в виде трона или короны. Это довольно распространенные образы, поэтому здесь не должно возникнуть затруднений.

Когда необходимо запоминать термины, мнемоника предлагает сделать это следующим способом. Образ придумается не только для самого слова (с чем оно созвучно), но и для его значения. При правильном и удачном подборе образных картинок все они легко связываются в общую цепь.

Другие методики

Многие техники способны повысить эффективность усвоения учебного материала

Важно производить анализ эффективности каждой используемой методики и впоследствии пользоваться наиболее подходящими техниками запоминания

Для быстрого припоминания заготовленной речи используют эффект края, который помогает воспроизвести начало и конец длинной фразы. Метод локации предполагает привязать к предметам, встречающимся ежедневно по пути на учёбу или работу, необходимые для запоминания понятия. Проложить маршрут можно по своей квартире или комнате.

Метод ОВОД включает в себя 4 основные стадии заучивания материала: выделение основной мысли, внимательное прочтение, обзор и доводку. Сначала предполагается осмысленное чтение нужных данных, сопровождающееся поиском главной мысли, которую записывают на листочке. На следующем этапе внимательно читают ещё раз всю речь с фиксацией внимания на мельчайших деталях и подробностях, которые нужно привязать к основным мыслям текста.

Дальше следуют обзорный просмотр всей речи и составление примерного плана с целью уяснения последовательности нужных фактов. Доводка предусматривает повторение текста по памяти. Сначала воспроизводят основные моменты, затем мысленно восстанавливают подробности. После чего рекомендуют прочесть ещё раз план и отметить упущенные данные.

Некоторые специалисты предлагают рациональные методы изучения иностранной лексики или трудных терминов во сне. Технология методики предусматривает использование первого часа после погружения в сон и последнего получаса перед пробуждением. Сначала читают слова и прослушивают их в аудиозаписи, затем производится громкое повторение лексики вслед за диктором под сопровождение успокоительной музыки. Через 15 минут обучающийся должен лечь спать. В аудиозаписи следует трёхкратное повторение слов сначала громким голосом, затем он становится всё тише и тише. Утром вновь идёт прочтение лексики с нарастающим звуком.

Метод золотого списка предусматривает двухнедельные интервалы и повторения записей. Вначале заготавливают бронзовый список из 25 слов, зафиксированных в блокноте. Через 2 недели усвоенные слова исключают из списка, 17 слов записывают и опять про них забывают. В 3 список войдёт уже 12 слов, в 4 раз запишут примерно 8 слов. Золотой список формируется путём переписывания забытых слов из серебряного списка. Работа осуществляется по той же схеме.

Существуют специальные техники, рассчитанные на запечатление в голове лиц, имён, отчеств и фамилий. Лучшие из них решают проблему привязки лица к имени, профессии, увлечениям, привычкам с помощью построения ассоциативных связей. Можно создавать образ на основе типовых ассоциаций, связанных с литературными или сказочными персонажами.

Система запоминания «Джордано»

Для длительного сохранения в памяти различных чисел, номеров телефонов, адресов, точных дат, топонимических названий, фамилий, имён, отчеств, одной из наиболее эффективных техник признана система «Джордано». Основные этапы включают в себя кодирование деталей запоминаемого материала в зрительные образы, сам процесс последовательного заучивания информации и её закрепление в памяти.

Кодирование в визуальный образ не является самим запоминанием. Это только подготовка к нему. Например, срочно надо зафиксировать в памяти номер телефона 8-914-240-53-03. Он может быть закодирован следующим образом. Восьмёрка представляет собой песочные часы, в которых отражается эпизод, связанный с началом Первой мировой войны.

Следующие 3 цифры запоминают, представляя зрительно ежа с двумя торчащими в разные стороны иглами, к одной из которых прицеплен чайный пакетик, так как цифра «4» похожа на букву «Ч». На другой игле виднеется яйцо, потому что оно по форме напоминает ноль.

По ежу стекает пот. В первой букве слова закодирована пятёрка, а в последней – тройка. Машина скорой помощи, на которой ярко написано «03», увозит заболевшего ёжика.

Сначала выделяют основу будущей ассоциации. Нужно создать 3 части отдельных её звеньев, а потом представить целиком. На образование одной связи обычно уходит 5-6 секунд. Надо запомнить все образовавшиеся связи между элементами созданных в воображении сведений.

Запоминание последовательности ассоциаций происходит 2 способами. Первый предполагает создание ассоциативного ряда из необходимого количества стимулирующих образов. Второй способ подразумевает формирование информационного блока с помощью непосредственно соединённых между собой ассоциаций. Закрепление необходимого материала осуществляется посредством его сознательной проработки в воображении.

Информация закрепляется при использовании приёма активного повторения. Мысленно воспроизводят в памяти все события, связанные с заучиванием номера телефона.

Запоминание иностранных слов

Вы можете свободно использовать любой метод из предыдущих, однако существует еще один интересный способ запоминания иностранных слов.

Это очень удобно, поскольку изучение слов в иностранных языках обычно происходит по темам.

Поэтому если вы хорошо знаете свой город и легко можете вспомнить нужные места, остается только прикрепить к местам, предметам, людям, животным и другим объектам необходимые ярлыки в виде слов.

Так выглядит алгоритм техники, которая способствует запоминанию иностранных слов:

  1. Поскольку не имеет смысла учить все-все слова, выбирайте только 20% самых важных, которые встречаются чаще всего в нужной вам теме. Найдите какой-либо список часто встречающихся слов по теме. Например, для поддержания разговора вполне может хватить 2-3 тысяч слов, а специфические слова нужны, если вы желаете читать профессиональную литературу по теме.
  2. Ставим сроки, в которые нам необходимо выучить эти слова. По данной методике вполне можно учить 30-50 слов в день. Для 100 слов уже придется попотеть.
  3. Создаем яркий образ для слова на русском языке.
  4. Ищем русское слово, наиболее созвучное, к примеру, английскому слову. Чтобы уточнить звучание, можно использовать сервисы от Google или Яндекса, в которых есть аудио с произношением слов.
  5. Совмещаем опорный образ из дворца или города памяти с образом перевода и образом иностранного слова. Все это должно быть в одной картинке в голове.
  6. Берем листочек для заметок, например 7,5 х 7,5 см, и вносим в него с одной стороны слово, с другой стороны — перевод.
  7. Пробуем написать иностранное слово. Сначала подсматриваем. Второй раз меньше подсматриваем. Третий раз пишем не глядя. Можно добавить еще три проверочных этапа записи: пишем, снова подсматривая, затем не глядя, а затем с последней буквы до первой (справа налево), чтобы получилось слово, которое можно прочесть обычным способом слева направо.
  8. Если переводов у слова несколько, то добавляем себе в образ каждый вариант.

После прохождения всех этапов можно перейти к следующему слову.

Карточек со временем становится очень много, поэтому важно сразу раскладывать их по выбранным тематикам. Повтор с карточки производится в двух видах: по русскому слову вспоминаем английское слово, затем по английскому слову вспоминаем русский перевод

Повтор с карточки производится в двух видах: по русскому слову вспоминаем английское слово, затем по английскому слову вспоминаем русский перевод.

Естественно, колоду с карточками важно каждый раз перетасовывать. Только не спешите подглядывать, дайте памяти попробовать вспомнить самой

Логическое запоминание

И снова о «крючочках». Но теперь они будут не визуальными, а логическими.

Возможно, для кого-то этот способ окажется ближе, чем визуальные методы, а кто-то сможет использовать оба способа.

Вам следует просто задать несколько вопросов о том материале, который требуется запомнить. Обычно этот способ совершенствования памяти используется для текстов, хотя можно попробовать и с другой информацией.

Полезна ли мне данная информация?
Где я могу применить данную информацию?
Что наиболее важно для меня?
До какой степени точности необходимо запомнить?
Какие есть закономерности в данной информации?
Что хотел донести автор?
Как можно проще объяснить эти данные?
Какие выводы я могу сделать из этой информации?

Согласитесь, что используя эту технику запоминания текста, требуется также поработать над информацией, но чем больше мы вложимся в нее, тем ценнее она будет для нас, тем вернее запомним и сможем использовать ее в нужный момент.

Дворец памяти (чертоги разума)

Мнемотехника с таким поэтичным названием основана на построении ассоциативного ряда. Она позволяет не только разложить информацию по ячейкам памяти небольшими порциями, но и связать между собой логическими ассоциативными нитями.

Скажем сразу – это достаточно непростая техника для новичка, но освоив ее, Вы сможете не только быстро запоминать информацию, но и использовать лишь ту ее часть, которая необходима здесь и сейчас, тем самым не перегружая мозг.

Как создать стойкие ассоциативные связи между знакомой информацией и новой:

Выберите место «строительства» замка. На первых порах лучше, чтобы в качестве знакомой информации выступала Ваша квартира, где Вам все знакомо до мелочей. Со временем, когда Вы освоите технику, может «строить» в своем воображении настоящие дворцы.

Прикрепите новые образы к предметам интерьера, которые принято называть «опорными пунктами»

Важно, чтобы опорные пункты выделялись последовательно: по часовой стрелке либо против нее. Это поможет выстроить логически понятные связи и не запутаться в локациях

Кроме того, чем эмоциональнее и неординарнее будут ассоциации, тем быстрее они запомнятся.
Включаем воображение и придумываем небольшой рассказ с учетом опорных пунктов и ассоциаций.

Рассмотрим, как работает метод, на примере.

Составляем список покупок, в который входят 10 продуктов (не будем оригинальными и возьмем базовый набор):

  • бублик;
  • сахар;
  • молоко;
  • бананы;
  • картофель;
  • куриное филе;
  • яйца;
  • зеленый лук;
  • печенье;
  • кофе.

Представим наш «дворец памяти», вернее, кухню, раз уж мы собрались в продуктовый магазин. Выделим опорные пункты, расположенные по часовой стрелке в такой последовательности:

  • дверь;
  • обеденный стол;
  • ваза с фруктами на обеденном столе;
  • стул;
  • подоконник;
  • холодильник;
  • столешница;
  • хлебница;
  • раковина для мытья посуды;
  • плита.

Приступаем к созданию ассоциативных связей:

  1. Мы хотим открыть дверь, чтобы войти на кухню, но на дверной ручке висит три бублика (количество можете менять на необходимое).
  2. Подходим к обеденному столу, который весь усыпан сахаром.
  3. Из вазы с фруктами течет молоко.
  4. На стуле лежит кожура от банана.
  5. На подоконнике растет картофель, как на грядках.
  6. Открываем холодильник, а там нас ждет сюрприз в виде живой курицы.
  7. На столешнице видим разбитые яйца.
  8. Из хлебницы торчат перья зеленого лука.
  9. В раковине вместо посуды лежат килограммы печенья.
  10. А на плите, несмотря на весь этот хаос, варится чашечка ароматного черного кофе.

Может показаться, что все это глупо, нелепо и требует массы времени и сил (легче ведь написать список продуктов на листке бумаги), но на самом деле после нескольких тренировок Вы сможете запоминать списки из 50 пунктов. Главное – не менять обстановку в Вашей локации и последовательность ее прохождения.

Техники эффективного запоминания

Теперь давайте рассмотрим несколько эффективных мнемотехник.

Ключевые слова

Вам будет проще запомнить большой объем информации, если делать краткие пометки для себя. Разделите информацию на равные блоки, в каждом из них выделите ключевые слова и запишите их. Они будут триггерами, которые запускают ассоциативный ряд и помогают воссоздать данные из памяти.

По такому же принципу удобно конспектировать лекции. Не пытайтесь ухватить все сразу и записать слово в слово – у вас все равно не получится

Слушайте, вдумывайтесь, а самое важное записывайте

Логические цепочки

Знаменитый американский психолог Джон Миллер изучал закономерности работы кратковременной памяти. Он выяснил, что в конкретный момент времени мы можем удерживать в уме 7 объектов (+/- 2). Но как выяснилось, это правило можно легко обойти.

Для этого нужно объединить все объекты какой-то общей концепцией. Мозгу гораздо проще запоминать осмысленную связанную информацию, чем набор разрозненных элементов. Проще всего придумать логичный осмысленный рассказ с ключевыми словами и запомнить его.

Рифмы

Вы, наверное, замечали, что стихи запоминать намного проще, чем прозу. В самой структуре стихотворения есть подсказки (ритм и рифма), которые помогают нам подбирать нужные слова в процессе воспроизведения.

Я до сих пор помню наизусть все глаголы-исключения второго спряжения в русском языке, которые мы учили в третьем классе. А все потому, что наша учительница догадалась их зарифмовать. Получился забавный стишок.

Смотреть, обидеть, видеть.

Держать и ненавидеть.

Зависеть, слышать, гнать.

Вертеть, терпеть, дышать.

Так что если есть такая возможность, рифмуйте то, что вам нужно запомнить. Например, новые иностранные слова, список покупок в магазине.

Аббревиатуры

Этим методом активно пользуется мой папа. Каждый раз перед походом в магазин он пишет список покупок, но не берет его с собой, а составляет из первых букв аббревиатуру. Например, было: масло, сыр, яблоки, конфеты, апельсины, рыба, орехи, молоко. А получилось: МСЯКАРОМ. Благодаря этой системе он всегда знает точное количество продуктов, которые нужно купить, и легко воссоздает их по первым буквам. Метод подойдет для запоминания любых видов списков, а также имен людей в больших компаниях.

Мнемонические фразы

Мнемонические фразы придумывают для запоминания сложно запоминающейся информации. И они отлично работают! Все мы учили цвета радуги по фразе “Каждый охотник желает знать, где сидит фазан”. Вот еще несколько довольно популярных мнемонических предложений:

  1. “Решил Коля кафтан сшить, будет авось без изъян” – для запоминания самых крупных государств (Россия, Канада, Китай, США, Бразилия, Австралия, Индия).
  2. “Морозным вечером залез на мачту юнга, стремясь увидеть незнакомый порт” – для запоминания порядка планет Солнечной системы (Меркурий, Венера, Земля, Марс, Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун, Плутон).
  3. “Каждому старшекласснику, владеющему фантазией, география и так ясна” – для запоминания стран большой семерки (Канада, США, Великобритания, Франция, Германия, Италия, Япония).

Эффект края

Этот эффект был открыт немецким психологом Германом Эббингаузом. Проводя эксперименты по изучению памяти, он вывел интересную закономерность. Человек лучше всего запоминает начало и конец любой информации.

Хотите проверим? Прочитайте один раз последовательность слов.

Табуретка, крапива, потолок, рыба, дерево, куртка, пчела, зеркало, командировка, шоколад, вдохновение, королева.

А теперь попытайтесь воспроизвести этот список. Держу пари, вы хорошо запомнили слова “табуретка” и “королева”, а что насчет остальных? Наверняка многие слова из середины списка ускользнули от вашей памяти.

Как пользоваться этим эффектом при осознанном запоминании? Разделите информацию на блоки, самые важные и сложные учите в начале и в конце. Остальные распределите в середине. При запоминании больших объемов информации можно чередовать – сегодня учим блоки в одном порядке, завтра меняем их местами.

Ошибайтесь

Очень интересную особенность памяти открыли исследователи из Университетского колледжа в Лондоне. Мы лучше запоминаем то, в чем успели совершить ошибки. Констатация собственного невежества стимулирует память и дает дополнительный заряд мотивации.

В следующий раз, прежде чем начать учить новый материал, устройте себе небольшой тест. Например, выпишите незнакомые иностранные слова и попытайтесь их перевести интуитивно. Естественно, у вас ничего не получится. Зато “негативный” опыт поможет вам впоследствии выучить эти слова в два раза быстрей.

2.1 Возникновение и развитие мнемоники

Большая часть истории человечества протекала до появления
письменности. В первобытных сообществах память о жизни отдельных людей, истории
семей и племен передавалась в устной форме. То, что не удерживалось в
индивидуальной памяти или не передавалось в процессе устного общения, навсегда
забывалось. В таких бесписьменных культурах память подлежала постоянному
упражнению, а воспоминания — сохранению и обновлению. Поэтому искусство
запоминания было особенно важным в дописьменные периоды человеческой истории. Так
жрецы, шаманы, сказители должны были запоминать огромные объёмы знаний. Особые
люди — старейшины, барды — становились хранителями общественной культуры,
способными пересказывать эпические повествования, в которых запечатлевается
история любого общества.

Даже после появления письменности искусство запоминания не
утратило своей актуальности. Очень малое количество книг, дороговизна
материалов для письма, большие масса и объём написанной книги — всё это
побуждало запоминать текст. Система приемов, улучшающих использование памяти, —
так называемая мнемотехника — по-видимому, не один раз независимо возникала и
разрабатывалась во многих культурах.

Первые известные нам тексты по мнемонике создавали древние
греки, хотя в письменных источниках первое упоминание о ней принадлежит
римлянам. В трактате «De oratore» («Об ораторе») римского
государственного деятеля и писателя Цицерона содержится первое упоминание о
мнемотехнике. Цицерон приписывает открытие правил запоминания поэту Симониду, жившему
в пятом веке до н.э. Этот первый приём предлагал держать в уме картину
каких-нибудь мест и по этим местам располагать мысленные образы запоминаемых
предметов. В результате порядок мест сохранит порядок предметов. В таких
мнемотехнических системах воспоминания сохраняются путем «привязки» их
к элементам хорошо знакомого окружения — обычно дома с его комнатами, а
подлежащие запоминанию предметы мысленно размещаются вдоль цепочки таких
элементов. После этого их легко вспоминать, если говорящий будет «внутренним
зрением» следовать по ходу этой цепочки, переходя от одного элемента к
другому. Другой латинский текст неизвестного автора под заглавием «Ad
Herennium» определяет память как прочное сохранение, усвоение умом
предметов, слов и их взаимного расположения. В этом тексте речь идет о том, как
выбирать образы, которые, помимо прочего, могут давать представление об
организации запоминаемых объектов.

Искусство запоминания также развивалось средневековыми
монахами, которым нужно было помнить огромное количество богослужебных текстов.
В средневековье оно в основном сводилось к приемам запоминания чисел и букв. Считалось,
что достаточно запомнить легко воспринимаемую глазом последовательность
рисунков или расположенных по кругу надписей, чтобы при случае вспомнить
порядок молитв или перечень пороков и добродетелей. С XIV века место «записи»
запоминаемых образов стали уподоблять театру — особому «театру памяти»
с символическими скульптурами, подобными статуям древнеримского форума, у
основания которых можно было располагать объекты, подлежащие запоминанию.

Книги по мнемонике писал . В своих показаниях трибуналу инквизиции он рассказывает о
своей книге под названием «О тенях идей», повествовавшую о его мнемонических
приёмах. В его руках театры памяти стали средством классификации и постижения сущности
Вселенной и природы, моделями небес и преисподней.

В научном мире запоминание осуществляется в основном через
аналогию, особенно в точных науках. Мы пытаемся понять неизвестное, сравнивая
его с тем, что уже знаем. Так, Резерфорд в своей теории сравнивал электроны,
движущиеся по орбитам вокруг атомного ядра, с планетами, обращающимися вокруг
Солнца. Здесь аналогия нужна лишь для того, чтобы создать наглядный зрительный
образ.

1.2 Запоминание, его особенности

Память как психическая деятельность подразделяется на
процессы запоминания, сохранения/ забывания, воспроизведения и узнавания. Запоминание
— это установление связи нового с тем, что уже имеется в сознании человека,
«закрепление тех образов и впечатлений, которые возникают в сознании под
действием предметов и явлений действительности в процессе ощущения и восприятия»
.

Запоминание может быть непроизвольным (случайным) или
произвольным (целенаправленным). Произвольное запоминание ранжируется по
степени точности будущего воспроизведения материала. В одних случаях
запоминается и воспроизводится только общий смысл, суть мыслей. В других
случаях необходимо запоминать и воспроизводить точное, буквальное словесное
выражение мыслей (правила, определения и т.д.). Запоминание смысла — это
запоминание общих и существенных сторон учебного материала и отвлечение от
несущественных деталей и особенностей

Выделение существенного зависит от
понимания самого материала, того, что в нём наиболее важное и значимое, а что
второстепенное. Оно тесно связано с процессами мышления, с умственным развитием
человека, с запасом его знаний

Заучивание — вариант высшей точности
воспроизведения при произвольном запоминании — в учебном процессе используется
особенно часто. Оно подразумевает «систематическое, планомерное,
специально организованное запоминание с применением определённых приёмов» .

Воспроизведение словесного материала без понимания его
смысла — не логическое, а механическое заучивание, запоминание отдельных частей
материала без опоры на смысловую связь между ними. Материал, запомненный
механически, без достаточного понимания, подвержен более быстрому забыванию»
. «Осмысленное (смысловое) запоминание основано на понимании
смысла, осознании отношений и внутренней логической связи как между частями
запоминаемого материала, так и между данным материалом и прежними знаниями»
.

1.1 Память как основа психической деятельности человека

Наша память основана на ассоциациях — связях между
отдельными событиями, фактами, предметами или явлениями, отражёнными и
закреплёнными в нашем сознании.

«Память — это отражение прошлого опыта человека,
проявляющееся в запоминании, сохранении и последующем припоминании того, что он
воспринимал, делал, чувствовал или о чём думал» .

Формы проявления памяти очень многообразны. В основу их
классификации легли три критерия: объект запоминания, степень волевого
управления памятью и длительность сохранения в ней информации.

По объекту запоминания различают образную, включающую
в себя зрительную, слуховую, осязательную, обонятельную и вкусовую память; словесно-логическую,
выраженную в мыслях, понятиях, словесных формулировках; двигательную,
называемую также моторной или кинестетической; эмоциональную, память на
пережитые чувства.

По степени волевой регуляции, целям и способам запоминания память
подразделяют на непроизвольную (без ранее поставленной цели запомнить) и
произвольную (напрягаемую усилием воли).

В зависимости от того, как успешнее запоминает информацию
человек, выделяют зрительный (визуальный), слуховой (аудиальный), моторный (кинестетическая)
и смешанный (зрительно-слуховой, зрительно-двигательный, слухово-двигательный) типы
памяти.

Запоминание имени и человека

Рассмотрим еще одну распространенную ситуацию, когда вам надо запомнить имена нескольких новых людей на встрече или вечеринке. Конечно, намного проще, когда все с бейджами, но это скорее исключение из правил.

Итак, мы идем на новую встречу и решили, что будем запоминать в локацию комнаты, которую мы разбирали выше. И вот нас знакомят с первым человеком — Петром Васильевичем.

Мы должны не только запомнить имя человека, но и узнать его через некоторое время. Поэтому первоначально смотрим внимательно на лицо человека. Вы должны заинтересоваться новым человеком, иначе запоминания не получится.

Все остальное: цвет волос, прическа, борода, усы и очки могут измениться уже на следующий день.

Скорее всего, телосложение и рост слишком резко не изменятся, поэтому их тоже стоит охватить взглядом.

Точно так же и здесь: пусть образ зафиксируется у вас в голове. Это называется иконическая память. Но образ очень быстро угасает, а нам необходимо сохранить его и использовать дальше.

Когда образ есть, можно либо запомнить имя, либо провести ассоциацию с предметом из дворца памяти. Лучше начать с имени, поскольку оно может исчезнуть из памяти очень быстро.

С помощью всей троицы мы и будем создавать образ. Чтобы добавить нелепости, можно сразу посадить Петра и Василия на плечи Петру Васильевичу.

Если Петр Васильевич крепкий, то это уже будет цирковой номер с силачом, если щуплый, то такого вы не увидите даже в цирке.

Старайтесь создавать образы всегда одинаково, например по правилам чтения: имя слева, отчество справа. Иначе вы можете легко запутаться, особенно в мужских именах.

Что делать, если имена необычные? Такие имена часто запоминаются легче из-за необычности (вы невольно испытаете эмоции и обратите больше внимания).

Переводите буквы в образы и запоминайте по ним. Можно разделить на смысловые части, если это возможно: лютый и бор, лар (сокращенно от «ларец» или, если больше нравится, «ларек») и мина.

Если необходимо запомнить и фамилию (что на практике бывает реже), то действуем сходно с запоминанием трудных имен.

Теперь у нас есть образ человека и дополнительные образы, связанные с его именем. Остался последний штрих — соединить всю картину с образом из нашей комнаты.

Первый образ у нас гитара, так что Петр Васильевич может играть на гитаре. Но здесь также лучше создать правило и помещать опорные образы всегда справа или слева от того, что надо запомнить.

Если при этом они будут, как механические человечки, издавать звуки, краснеть и синеть по очереди и делать что-нибудь необычное, то вы сможете еще много раз назвать ни о чем не подозревающего Петра Васильевича по имени.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector