Как читать и запоминать, техники. делаем летнее чтение полезным

Что нужно знать об устройстве памяти

Память – сложная психическая функция, с помощью которой мы усваиваем новые знания и приобретаем практический опыт. Наш мир никогда бы не стал таким, каким мы его видим, без невероятных возможностей нашей памяти.

Ученые подсчитали, что объем человеческой памяти равен порядка тысячи терабайт. При этом на обработку всей информации мозгу требуется всего 20 Ватт энергии. Это делает его самым энергоэффективным местом для хранения информации.

Память включает в себя несколько взаимосвязанных процессов, в которых участвуют разные зоны мозга:

  1. Запоминание новой информации и интеграция ее в общую систему ассоциативных связей.
  2. Хранение в долговременной памяти.
  3. Воспроизведение материала в неизменном виде по мере необходимости.
  4. Забывание ненужной и неактуальной, по мнению мозга, информации.

Подробно все эти процессы мы рассмотрим в статье “Как развивать память”, а сейчас сосредоточимся на запоминании.

Запоминание – первое звено этой длинной цепочки. Любые ошибки и помехи на этом этапе сводят на нет всю последующую работу мозга. Как выглядит этот процесс изнутри?

Любая информация, воспринимаемая мозгом, вызывает отклик в нервной системе. Нейроны (специфические клетки мозга) возбуждаются и начинают обмениваться электронными импульсами. Проходя по нервным волокнам, эти импульсы оставляют следы и формируют нейронные пути. Большинство из них впоследствии разрушаются, остаются лишь те, что успели закрепиться.

Закрепление происходит в двух случаях: если стимул был очень сильный и если сигналы проходили по этому пути много раз подряд. В первом случае активизируется так называемое стрессовое запоминание, а во втором – запоминание посредством многократных повторов.

Наша задача – сделать так, чтобы нейронные пути закреплялись как можно быстрее и с наименьшими энергозатратами. Для этого необходимо знать некоторые особенности работы памяти и использовать их себе во благо.

Четыре техники чтения

Большинство из нас любит читать во время досуга, «смаковать» каждое слово. Однако часто важна и скорость чтения. Как и другие навыки, чтение тоже требует обучения и достижения мастерства для того, чтобы полностью пользоваться всеми его преимуществами

Первым делом важно понять, чего вы хотите добиться от прочтения. Избегайте интенсивного чтения, если вам нужно просто просканировать книгу на предмет понимания общих вещей. Из статьи вы узнаете, что такое сканирование текста, как правильно выполнять скимминг, в чем разница между интенсивным и экстенсивным чтением

Все это поможет вам начать читать эффективнее уже со следующей страницы. Читать подробнее…

3

Рекомендации

Преуспеть в быстрочтении вам помогут маленькие секреты, о которых вы могли не знать раньше.

  • Полчаса в день – обязательно. Это минимум, от которого не нужно отступать никогда. Со временем вы увидите, что с тайм-менеджементом, возможно, придется поработать. Посчитайте, сколько времени вы тратите на соцсети, изучение новостных сайтов и просмотр видео. Ответ может поразить вас, и после этого стыдно будет сказать, что на чтение не остается времени.
  • Читайте книги по связкам. Например, вам интересна история Древнего Египта. Подберите 5–6 рекомендованных экспертами книг на эту тему и прочтите их за месяц. Во-первых, вы получаете разностороннюю информацию, не ограничиваетесь одним источником. Во-вторых, вы учитесь анализировать, сравнивать, делать выводы. В-третьих, аппетит приходит во время еды – хочется прочесть больше.
  • Фотографируйте прочитанные за заданный период книги. Стопку книг на стол – и фото. И держите эти снимки в отдельной папке. Подсознательно вам захочется увеличить стопку. Если же вы читаете электронные книги, составляйте списки прочитанного за месяц, год и тоже фотографируйте.
  • Заведите дома открытую книжную полку. Особенно полезен этот прием для детей. Книги на эту полку ставятся не корешком вперед, а обложкой. Ребенок видит не «бочок» книги, а ее обложку, и это само по себе привлекает, вынуждает взять книжку в руки.
  • Если вы хотите приучить ребенка к чтению, самый эффективный метод очень прост – читайте сами. Если ребенок видит, что родители дома частенько сидят с книжкой, он неминуемо будет копировать родительское поведение. Если же вы довольствуетесь только нравоучениями и примерами из своего детства, это не работает.
  • Сначала книга, потом фильм. Иногда можно и наоборот. Но первый вариант интереснее и полезнее для мозга. Читая текст, вы в голове визуализируете его, конструируете, проводите серьезную мыслительную работу. А потом можете сравнить свои представления и то, как увидел это режиссер.
  • Начните прямо сегодня. Не надейтесь на понедельник, Новый год, отпуск. Прямо сегодня возьмите книгу в руки и начните читать. Знания не бывают лишними, мыслительный труд – это новые нейронные связи.

Как понимать художественную литературу

Важно понимать, что художественная литература глубоко субъективна и не дает единственно верных ответов на вечные вопросы. Не нужно пытаться искать в книге истину

К ней стоит относиться как к мнению конкретного человека, написавшего ее, которое можно сопоставить со своим опытом и подумать: согласны вы или нет? Поэтому и говорят, что литература расширяет кругозор, заставляя нас воспринимать непривычные точки зрения на жизнь.

Чтобы простимулировать размышления, задавайте себе вопросы во время и после чтения:

  • Как бы я пересказал суть книги другу, который ее не читал?
  • Чему я научился, читая книгу?
  • В чём главная идея автора?
  • Какие вопросы ставил автор и как на них отвечал?
  • Почему тот или иной персонаж поступает именно так?
  • Какие эмоции испытывают персонажи и почему?
  • Случалось ли в моей жизни что-то подобное?
  • Как бы я поступил на месте того или иного персонажа?
  • Каким бы могло быть продолжение произведения?

Поиск ответов на эти вопросы развивает мышление. На самом деле изначально идея школьных сочинений была именно в том, чтобы научить детей думать и спровоцировать дискуссии и споры. Но об этом как-то забыли. Вдумчивое чтение дает возможность пережить гораздо больше инсайтов, чем простое поглощение текста.

Обманите магическое число 7 ± 2

Известный американский учёный-психолог Джордж Миллер установил, что кратковременная человеческая память не может запомнить и повторить более 7 ± 2 элементов. Режим постоянных информационных перегрузок уменьшает это число до 5 ± 2.

Тем не менее существует простой способ обмана законов кратковременной памяти: применение метода историй, который предполагает логическое связывание в одну цепочку разрозненных объектов запоминания. У вас может получится смешная, невероятная и совершенно невозможная в реальной жизни история. Главное, что с помощью неё вы сможете запомнить более 15 элементов единовременно.

Как определить вашу скорость чтения

Традиционная проверка подразумевает прочтение текста за минуту с последующим подсчетом слов.

Для определения скорость чтения есть стандартная формула:

V = Q * K / T

  • V — скорость чтения (зн./мин);
  • Q — число знаков в тексте (объем);
  • Т— время, затраченное на чтение текста, мин;
  • К — коэффициент понимания.

Предположим, вы прочитали текст, длиной в 529 слов, это заняло у вас 2 мин. 34 секунды. Из предложенных 10 вопросов вы правильно ответили на 6. Нам нужно время перевести в минуты — 34/60 = 2,56. Коэффициент понимания 6/10 — 0,6. Все данные подставим в формулу: (529/2,56)*0,6 = 123,9 (124). Вывод: в среднем вы читаете 124 слова в минуту.

Не обязательно самому засекать время или просить об этого другого человека. Вы можете проверить скорость чтения, воспользовавшись интернет-приложениями. Самые популярные:

  • Онлайн-тест на проверку скорости чтения
  • Тест скорости чтения
  • Проверка скорости чтения

Теперь, когда вы знаете свою среднюю скорость чтения, и у вас появилась потребность ее повысить, можете приступать к изучению вопроса, как научиться читать быстро за минуту.

Правило чтения 3: разделяй и властвуй

Много читаю, но ничего не запоминаю – что делать? Просто не стоит выбирать первые попавшиеся книги. Нужно тщательно отбирать то, что читаете.

Конечно, преподаватель и без того задаст массу литературы, тысячи дополнительных материалов, сотни публикаций, монографий, статей и т.д. И в этом есть смысл: он хочет, чтобы вы ознакомились со всеми точками зрения, сформировали собственное мироощущение по теме или предмету.

Но здесь появляется другая проблема: откуда узнать, кого и что читать, если совершенно не разбираемся в предмете? Вот в чем главный вопрос.

Ваш собственный взгляд на проблему наверняка совпадет с одним из указанных преподавателем авторов. Определите автора, с которым ваши взгляды cхожи и определите круг литературы для изучения.

Читать и запоминать книги: конкретные и эффективные упражнения-тренинги для достижения цели

Существует хорошие упражнения для постепенного повышения читательского мастерства

Для их выполнения важно подготовиться физически: сидеть прямо, не сгибаясь, а левую руку расположить на источник информации. Тренирующийся человек должен обладать минимальными навыками чтения, понимания прочитанного, проработки текста

Только в этом случае наступит положительный результат. Итак, учимся читать быстро и легко:

Photo by Alfons Morales

  1. Прочтите небольшую книжку (максимальным объемом в несколько десятков страниц). Затем сделайте это в обратном порядке –  до тех пор, пока скорость проработки не станет выше.
  2. Попросите друга или родственника выбрать из текста на исходной странице любое слово. Затем постарайтесь найти его. Желательно делать это как можно быстрее.
  3. Учитесь проводить мониторинг текста – не всего подряд, а лишь тех фактов и словосочетаний, которые имеют первоочередное значение, несут основную смысловую нагрузку. Вспомните школьные уроки языка и литературы, когда велась работа с ключевыми словами.
  4. Просмотр листа тоже позволяет усовершенствовать скорость чтения. Например, учитесь читать заголовки или маленькие абзацы так, чтобы хватало одного взгляда. Каждая страница не должна отнимать более двадцати секунд времени. После этого выберите в тексте отдельные слова для дальнейшего построения из них предложений. При этом важнейшим условием успеха является сохранение и удерживание сути текста.

Photo by Aaron Burden

  1. Избавляйтесь от привычки медленно читать книги, останавливаясь для повторного перечитывания отдельных фрагментов. Пробуйте читать сразу несколько предложений, постепенно искореняя ненужную привычку. Чтобы помочь себе, возьмите бумагу и разместите ее на прочитанные предложения. Постарайтесь успеть максимально быстро прочесть текст – до момента, пока лист не не закрыл их собой. Практические сложности будут только поначалу – со временем навык устойчиво выработается.
  2. Помогите глазам: левой рукой водите пальцем по странице. Соблюдайте интервальное расстояние два-три сантиметра от каждого предложения.
  3. В некоторых случаях подходит еще одно упражнение – зигзагообразное движение с возвращением в начало строки. Исключением может стать литература, подразумевающая вдумчивое чтение. Зато подобная методика позволяет «сканировать» текстовые фрагменты и понять его суть за короткий срок.
  4. Читайте между строк в прямом понимании этой фразы. Фиксируйте количество одномоментных слов в поле своего зрения. Не прочитывайте их, а смотрите словно «сквозь», отмечая лишь контуры слов. Со временем можно получить приятный сюрприз – механической фиксации окажется достаточно для эффективного усвоения информации.

Если возникает необходимость в чтении текстов с неизвестными словами или иностранными терминами, походит техника «присвоение», когда важно не быстро читать вслух, а, в первую очередь, осмыслить и понять прочитанное
Постарайтесь «фильтровать» информацию, опуская все известное и понятное, одновременно акцентируя внимание на новом и ярком.
Обращаясь к художественной литературе, человек в большинстве случаев спокоен и расслаблен, он четко представляет себе образы героев, иногда даже ставит самого себя на место описанных персонажей. Этот вид чтения, который можно применить, чтобы научиться быстро читать ребенку, называется «сопереживание».
В военной сфере часто используют разведчиков, которые за короткое время успешно осваивают информацию с четким определением ее сути
Поэтому существует специальное упражнение, получившее название «метод штурма»

Он состоит в предоставлении чтецу небольших кусочков статей, которые сменяются в быстром темпе. При этом с каждым разом тексты меняют с большей скоростью, а человек должен почти дословно запомнить основной смысл.

Помните, что чем чаще вы читаете, тем больше у вас возможностей научиться делать это быстро. Для достижения успеха вы должны сознательно применять навыки скоростного чтения на всё, что вы читаете в повседневной жизни. Выработка такой привычки поможет обрести способности скорочтения даже  на подсознательном уровне. Для начала отдавайте предпочтение легкому материалу, который приносит удовольствие и одновременно легок для понимания. Как вариант, можно практиковаться с уже прочитанной книгой, чтобы было легче привыкнуть к пропускам слов, отрывков, фраз. Продуктивных вам чтений!

Как часто вы читаете книги?
Каждый день 25%

Пару раз в неделю 12.5%

Читаю очень редко 25%

Читаю только специальную литературу 37.5%

Не читаю ничего 0%

НравитсяНе нравится

Виды памяти

Большинство людей подсознательно пользуются одним из вариантов для того, чтобы запомнить информацию, связанную с органами чувств. Поэтому можно классифицировать виды памяти человека в психологии:

  • зрительная;
  • слуховая;
  • моторная;

Некоторым для того чтобы быстро запомнить текст, обязательно нужно пробежать по нему глазами. Другие могут быстро отложить в памяти материал, лишь прослушав его. Третьим проще всего удаётся запомнить информацию после того, как он собственной рукой перепишет или перепечатает текст. Кинестетическая память позволяет быстро запоминать материал после того, как человек выполнит описываемые действия самостоятельно.

Существует ещё один вариант, как можно запоминать прочитанное — ассоциативное или образное запоминание. Способ основан на представлении в уме образа того, что требуется запомнить.

Общие сведения

Кроме художественной литературы, есть много научно-популярных книг различной тематики. Все направления перечислить очень тяжело — это книги по религии, различным видам искусства, научные книги, учебники, энциклопедии, по психологии, истории, бизнесу, экономике и так далее. Все эти книги также имеют огромное значение. Они помогают получить вам профильное образование, а в дальнейшем вы используете эти книги в своей профессиональной деятельности.

Очень важно умение быстро читать книгу и при этом надёжно и надолго запоминать информацию, которую они несут. Это непростой навык

Давайте посмотрим, как это делал великий британский учёный Исаак Ньютон.

Ни в одном из своих источников Исаак Ньютон не обращался к теме техники чтения книг. О методике его чтения книг мир узнал от людей, которые занимались изучением жизни и деятельности великого учёного, от его библиографов. Наибольший свет на эту тему пролило Лондонское королевское общество, так как в их распоряжении имеются книги, которыми пользовался Исаак Ньютон.

Весьма любопытным и показательным является тот факт, что Ньютону были интересны не только книги по точным наукам. Он изучал книги по физике, астрономии, математике, философии, нумизматике, алхимии и многим другим наукам. Он даже изучал книгу «О тайной философии», в которых говорится об оккультизме и магии.

Эффект края

Данное явление, открытие которого также принадлежит Г. Эббингаузу, заключается в том, что мы быстрее запоминаем и наиболее точно воспроизводим информацию, расположенную в начале и в конце текста.

Не верите? Проведем небольшой тест на внимательность и запоминание. Мы озвучим ряд слов, которые Вам необходимо повторить.

Готовы?

Шоколад, листопад, поезд, газета, радиоволны, кровать, вышка, радость, сон, стройка, ручка, шахматы.

Какие слова из списка Вы вспомнили первыми? Шоколад и шахматы?

А как насчет слов из середины списка? Сколько из них Вы смогли воспроизвести – три, пять? Что ж, Вам есть к чему стремиться.

Но как эффект края поможет запомнить информацию? Легко!

Прочтите текст, который Вам необходимо выучить. Выделите наиболее сложные части и начинайте заучивать их первыми либо последними.

Конечно, нельзя утверждать, что эффект края срабатывает всегда на 100%, но в большинстве случаев он действительно работает.

Вникание в суть

Немецкий психолог Герман Эббингауз составил «кривую забывания», демонстрирующую, как долго в памяти человека может храниться новая информация.

Так, механическое заучивание (или зазубривание) материала без вникания в его смысл приводит к тому, что через час Вы будете помнить около 60% новой информации, спустя 10 часов – 35%, а через 6 дней из глубин Вашей памяти Вы извлечете не более 20% выученного материала.

А вот осмысленная информация откладывается в так называемой долговременной памяти, а, следовательно, и помнится намного дольше, особенно если периодически ее повторять. Кроме того, вникнув в суть изучаемого материала, Вы запомните его в 9 раз быстрее.

Как не бросить книгу

Мы все знаем, что в любом деле важна дисциплина, но мало кому удается соблюдать ее даже в занятиях, которые мы выбираем сами. Есть пара способов быть более надежным читателем.

Во-первых, создайте ритуал чтения книги. Ритуал — это наделенное смыслом действие, для которого создаются определенные условия. Нужно выделить на чтение специальное время в ежедневной рутине. Например, привязать чтение к кофепитию: каждое утро после завтрака садиться в удобное кресло и читать, пока напиток не закончится. Дочитывать главу, закрывать книжку, мыть чашку… Пусть смысл этого действия будет в том, чтобы настроиться на спокойный и приятный день. Если же по утрам вы торопитесь, отлично работает чтение перед сном. Привязка к распорядку дня позволяет ввести новую привычку безболезненно. А само чтение станет ценно для вас как процесс.

Во-вторых, используйте лайфхаки для усиления мотивации. Для нашего организма стыд и гордость более убедительны, чем рациональные доводы. Эти эмоции появились в ходе эволюции человека как социального примата, чтобы поддерживать и регулировать просоциальное поведение в сообществе. Так же, как страх возник для того, чтобы уберечься от опасности, или гнев — чтобы защищаться. Предвкушение чувства гордости или боязнь стыда мотивируют. Зная это, можно применить следующие способы:

создайте себе систему поощрений. Ставьте в чтении маленькие, но выполнимые цели. Например, каждый день читать не менее 20 страниц. Установите трекер привычки на свой смартфон или вручную отмечайте галочками в ежедневнике дни, в которые достигли своей цели. Галочка станет маленьким стимулом, приносящим дофамин. Запланируйте себе поставить определенное количество галочек, например читать каждый день в течение месяца. Предвкушение чувства гордости за себя, когда путь будет пройден, может служить мотивацией не сдаваться;

чтобы сыграть на чувстве стыда, давайте обещания другим. Когда обещаешь что-то другому человеку, чувствуешь ответственность не только перед собой, но и перед ним. Нарушить обещание, данное другому, труднее, чем данное самому себе, потому что будет стыдно. Для большего эффекта можно давать публичные обещания в соцсетях и делиться результатами или ввести конкуренцию, объявив книжный марафон (этот способ подходит только тем людям, которые спокойно переживают ситуацию соревнования);

позаботьтесь о своем внимании. Подальше уберите все гаджеты. Идите с книгой без телефона в парк или кафе и читайте, пока не устанете

Гаджет с мессенджерами и прочими приложениями может оказаться для неподготовленного мозга привлекательнее книжки без картинок (да даже и с картинками) и будет постоянно оттягивать внимание на себя, не давая погрузиться в чтение.

Как тренировать память

Знаете ли вы, что по оценкам ученых мозг человека, если сравнить его с компьютером, может хранить от 1 до 7 млн мегабайт данных? Вероятно, многие слышали об этом, но далеко не каждый способен похвастаться такой феноменальной памятью. А как хорошо было бы прочесть книгу или учебник и в деталях воспроизводить, что там сказано! Как классно помнить все имена, лица и дни рождения! Как же замечательно в нужный момент отыскать в хранилище своей головы информацию, которая даст ответ на любой вопрос! Многие только мечтают о таком, но есть те, кто на это способен, ведь добиться таких результатов реально – нужно лишь знать, как! Об этом мы и расскажем. Читать подробнее…

5

Шаг пятый: сделайте прямо сейчас

Если у вас есть возможность сделать что-то сразу же, не записывая на стикер – сделайте это. Не ждите лучшего момента – он не наступит. Лучшее время, когда вы можете сделать что-то – прямо сейчас. Не откладывайте.

Даже если это долговременная привычка. Например, вы решили начать отжиматься. Отожмитесь прямо сейчас! Так вы запомните, что вам нужно это делать, без карточек.

Поэтому призываю вас открыть ваши книги с заметками и перенести нереализованные идеи на карточки уже сейчас. Выделите время в ежедневнике на перечитывание этих идей уже сейчас. Начните меняться к лучшему уже сейчас.

Желаю успехов!

Тренажеры

Тренажер по методике Федоренко-Пальченко

На сайте представлены on-line программы для развития скорости чтения, для тренировки внимания, для тренировки скорости печати на белорусском и русском языках. Программы рассчитаны как для младших, так и для старших школьников.

При написании программ за основу была взята научно проверенная методика развития скорости чтения, разработанная украинскими психологами И. Т. Федоренко и И. Г. Пальченко. Методика заключается в следующем. В каждом из 18 наборов имеется по 6 предложений. На демонстрацию каждого предложения, с определенным количеством букв, дается некоторое, разработанное психологами время. После демонстрации предложения его нужно воспроизвести. По методике Федоренко-Пальченко предложения демонстрируются на доске или на карточках и записываются учениками в тетради. Нельзя переходить к следующему набору не пройдя текущий.

Good-code

Есть множество способов, читать быстрее. Один из них, — это программы которые помогут исключить проблемы чтения в строку. Дело в том что читая в строку человек движется слева на право и это как правило прыжки глаза со слова на слово тут есть потеря времени, так же есть потеря времени при переходе на новую строку и на поиск новой строки. Данная программа исключает прыгание, и помогает концентрироваться на восприятии смысла текста.

Читайте быстрее и копите информацию и знания с этой программой для скорочтения онлайн.

ReadSter

Вы читаете каждый день различные тексты с экрана компьютера: новости, статьи, электронные книги. На это уходит много времени. Хочется читать быстрее. Этот тренажер позволяет совместить повседневное чтение с развитием скорочтения. Просто копируйте тексты, которые вы хотите прочитать в поле ввода наверху, нажимайте кнопку «Начать чтение», и читайте их на максимальной скорости, на какой вы только можете их воспринимать. Со временем ваша скорость чтения заметно вырастет, при этом вы не будете тратить на упражнения времени, сверх того, что вы обычно тратите на чтение. Более того, вы будете читать свои тексты быстрее, что позволит вам экономить время или читать больше за то же время.

Book Site

Здесь вы можете проверить свою скорость чтения и регулярно тренировать ее.
Для этого выбирайте категорию и укажите своё имя. После ввода имени и нажатия кнопки «ДАЛЕЕ» вам будет предложен для прочтения небольшой текст.
Вы должны его прочитать как можно быстрее, но, в то же время, внимательно и нажать кнопку «СТОП».
Затем вам предстоит ответить на ряд вопросов, которые определят насколько внимательно вы читали предложенный текст и что запомнили.

  • Для детей дошкольного возраста
  • Для школьников младших классов (1 — 4 классы)
  • Для среднего школьного возраста (5 — 8 классы)

Readmeter

Читайте и постоянно контролируйте скорость, стремитесь ее улучшить. В настройках задайте ширину области чтения
Скопируйте текст откуда угодно и читайте на Readmeter!

Регулярно проходите тренировки, одного раза в день будет достаточным, но не реже.

Главное — РЕГУЛЯРНОСТЬ и СТРЕМЛЕНИЕ К ПРОГРЕССУ!

Основные преимущества:

  • Поддержка мобильных устройств
    Дизайн оптимизирован для работы на экранах мобильных устройств.
  • Доступноть 24/7
    Используйте где угодно и когда угодно. Просто вставьте скопированный текст в поле для чтения и улучшайте свои показатели!
  • 100% результат
    Тренируйтесь регулярно и результат не заставит себя ждать!
  • Чтецокласификатор
    Переходите на новые уровни скорочтения с запоминающимися названиями!

Практические советы

Научиться пересказывать прочитанное желательно еще до школьного возраста. Но далеко не все взрослые могут легко пересказать текст. Чтобы этот процесс не доставлял трудности, необходимо постоянно практически совершенствоваться. Для этого разбейте работы на этапы.

  • Этап словарной работы. В научном или техническом тексте не всегда все слова знакомы и понятны. Их необходимо выписать и узнать значение. В художественном произведении это можно делать в процессе второго этапа.

  • Этап знакомства с текстом. Определяются части смыслового порядка, выделенные определенной мыслью в научном тексте. В любом случае необходимо отвечать на вопрос «о чем здесь говорится» на протяжении чтения. К концу должен быть составлен план из ключевых моментов. Конспект можно зафиксировать на бумаге.

  • Этап обобщения. Здесь произведение оценивается, делаются выводы, подводятся итоги, вычленяются идеи. Главное – определить впечатление, произведенное текстом. После этого этапа лучше сделать паузу, отвлечься и заняться другими делами.

  • Завершающий этап. Повторное чтение необходимо, чтобы освежить в памяти моменты, которые остались за пределами первого прочтения. После этого нужно пересказать текст, по возможности не заглядывая в первоисточник, пользуясь конспектом.

Чтобы начало пересказа не вызвало затруднений, используйте ассоциации – запомните обстановку, в которой происходило заучивание, сам текст, книгу. В произведении художественного плана можно вспомнить, с кем ассоциировались герои. Размышляя таким образом, подглядывайте в книгу. Есть несколько хитростей, которые способствуют более качественному запоминанию и пересказу:

  • визуализируйте картинку в подробностях, со звуками, ароматами, снимайте в голове кино;

  • проговаривать вслух при первом прочтении не нужно, иначе целостной картинки в голове не сложится;

  • пересказывать легче, если есть человек, который готов вас слушать;

  • читайте как можно больше книг – это расширяет словарный запас и тренирует память;

  • самые сложные моменты перечитайте несколько раз;

  • не используйте электронные носители информации, вычитка печатного текста более продуктивна.

Фиксируйте ключевые моменты, поучительную информацию и идеи

Большинство из нас, читая книгу или статьи в интернете, машинально водят глазами по тексту и не делают никаких пометок. Полезная информация забывается

Если вы будете фиксировать то, что привлекает ваше внимание, то лучше запомните и используете прочитанное в жизни

Подчёркивайте, выделяйте и обдумывайте

Мало просто подчёркивать и выделять куски текста. Чтобы запомнить информацию, вы должны её обдумать

Например, когда закончите читать, просмотрите текст и пометки ещё раз и спросите себя: «Что для меня важно?» Таким образом вы определите, какая информация стоит запоминания, а какая нет

Разбивайте информацию на категории

Делая пометки, фиксируйте, где информация может быть использована и почему она вам понравилась. Разбейте её на нужные вам категории. Например: «Красивые фразы», «Информация для работы», «Идеи, требующие внедрения».

Создавайте досье

Чтобы лучше запомнить книгу, создайте на неё досье. Вы можете сделать это в Evernote или где-то ещё. Следуйте такой схеме:

  • Загрузите обложку книги.
  • Напишите своими словами, о чём книга.
  • Выпишите все цитаты и ключевые моменты.
  • Запишите, какие у вас возникли идеи и мысли в процессе чтения.

Как избавиться от артикуляции при чтении?

Благодаря исследованиям в области лингвистики советского лингвиста и психолога Николая Ивановича Жинкина было выявлено, что чтение представляет собой процесс одновременного приема и выдачи речи. Во время чтения человек воспринимает текст, т.е. принимает и обрабатывает письменную речь, а по завершению чтения он составляет какое-то представление о том, что только что прочел, тем самым выдавая результат обработки речи. И на этапе усвоения материала речевые процессы играют немаловажную роль. И именно от их организации зависит то, как быстро читает человек. Всего существует три варианта чтения, и мы хотим поговорить как раз о третьем – чтении без артикуляции. Читать подробнее…

7

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector