Есть законные способы уменьшить свой транспортный налог и не переплачивать государству
Содержание:
От чего зависит размер налога на автомобиль?
Чтобы понять, от чего зависит налог на машину в России в 2019 году, вам нужно познакомиться с главой 28 Налогового кодекса. Из нее вы узнаете, что на итоговую сумму влияют следующие множители:
- база обложения;
- ставка;
- период владения;
- льготы и вычеты;
- средняя стоимость и срок машины.
Базой является физический показатель двигателя — мощность, тяга, валовая вместимость. Если двигателя нет, то за базу принимается единица. Таким образом, зависимость транспортного налога от мощности двигателя очевидна — сумма к уплате прямо пропорциональна мощности.
Ставки утверждены в ст.361 НК РФ, но, поскольку этот налог является региональным, власти субъектов страны наделены правом устанавливать собственные ставки. Причем территориальные ставки могут отличаться от федеральных в 10 раз — в сторону увеличения либо уменьшения. Таким образом, ставка транспортного налога зависит от территории. Если же регион не принял собственные тарифы, то применяются значения из ст.361 НК РФ.
Говоря о ставках, нужно сразу ответить на вопрос, зависит ли транспортный налог от прописки владельца — ведь если нет, то можно регистрировать машину в регионе с низким обложением и платить меньше. Однако в п.1 ст.363 НК РФ указано, что налог уплачивается по месту нахождения машины. А ст.83 НК РФ утвердила, что местом нахождения машины является прописка гражданина — постоянная либо временная.
Помимо ставок регионы устанавливают собственные льготы — один из важнейших элементов, который способен освободить лицо от обложения на 100%. Таким образом, налог на авто зависит от места жительства или пребывания владельца, т. к. по этой территории применяются ставки и льготы.
Также транспортный налог на машину зависит от периода владения — количества месяцев в календарном году, в которые авто было зарегистрировано на одно лицо. Естественно, чем меньше месяцев человек владел машиной, тем меньше будет налог. Причем по ст.362 НК РФ здесь действует правило — если машина оформлена на вас до 15-го дня месяца включительно либо отчуждена до 15-го дня месяца включительно, то этот месяц засчитывается в период владения. В обратной ситуации — после 15-го числа — месяц не включается в период.
Пример 1
Гондарев Олег купил и оформил на себя машину 15 мая прошедшего года. Поскольку 15-ый день включается в период, то май добавляется к общему количеству месяцев — всего будет 5 месяцев. При расчете используется коэффициент 5/12.
Зависит ли транспортный налог от года выпуска автомобиля — здесь нужно учитывать нормы п.2 ст.362 НК РФ. Согласно этому пункту при исчислении налога применяются повышающие коэффициенты для некоторых видов транспорта:
- коэффициент 1,1 — для авто со средней стоимостью от 3 000 000 до 5 000 000 рублей и возрастом до 3 лет;
- коэффициент 2 — для авто со средней стоимостью от 5 000 000 до 10 000 000 рублей и возрастом до 5 лет;
- коэффициент 3 — для авто со средней стоимостью от 10 000 000 до 15 000 000 рублей и возрастом до 10 лет, а также для авто со средней стоимостью выше 15 000 000 рублей и возрастом до 15 лет.
Как видно, год выпуска автомобиля влияет на транспортный налог, если совпадает с установленной п.2. ст.362 НК РФ средней стоимостью. Эта стоимость определяется Министерством промышленности и торговли России — ежегодно ведомство публикует перечень марок и моделей машин, которые облагаются с коэффициентом при определенном годе выпуска.
Важно! При определении года выпуска нужно руководствоваться перечнем Минпромторга — в последней колонке перечня указаны более узкие сроки, иногда отличающиеся от сроков по п.2 ст.362 НК РФ.
Коэффициент налога на автомобиль по регионам не меняется, он общий на всей территории страны. Как рассчитать возраст авто: отнимите от отчетного года год выпуска.
Пример 2
Гондарев Олег купил машину, которая есть в списке Минпромторга среди автомобилей со средней стоимостью более 15 000 000 рублей. Год выпуска авто — 2004. Расчет возраста: 2018 — 2004 = 14 лет, следовательно, будет применяться трехкратный коэффициент. А вот за 2019 год уже обложение будет по обычной формуле, т. к. с года выпуска пройдет более 15 лет.
Если у вас имеются вопросы, вам нужна помощь, пожалуйста, звоните в бесплатную федеральную юридическую консультацию.
Звонок по всей России бесплатный 8 800 350-94-43
Какие налоги нужно платить за легковой автомобиль
1. Налоги при покупке автомобиля.
При покупке автомобиля вы косвенно оплачиваете предусмотренные российским законодательством налоги и сборы. Обязательные платежи изначально закладываются в стоимость транспортного средства. Авто Премиум Ситроен официальный дилер в СПб предлагает лучшие цены с максимальной выгодой на покупку автомобилей Citroen.
Несмотря на то, что российские законы освобождают покупателя автомобиля от уплаты налогов, возлагая эту обязанность на получившего доход продавца, в действительности дело обстоит несколько иначе.
Окончательная стоимость транспортного средства складывается, помимо прочего, из следующих обязательных платежей:
- налога на ввоз автомобилей в страну;
- налога на добавленную стоимость;
- утилизационного сбора (существующего с 2013 года).
Отслеживая стоимость новых автомобилей, можно заметить ее рост как раз на размер налога, добавляемого законодателем для каждого транспортного средства.
Рассчитать стоимость автомобиля без обязательных налоговых платежей можно по следующей формуле:
S = P – 18 %(НДС) — ТС – U, где
S – стоимость авто без налоговых сборов;
P – цена на автомобиль в российском автосалоне;
ТС – таможенный сбор (зависит от стоимости ввезенного автомобиля);
U – утилизационный сбор.
Впрочем, если покупать подержанное транспортное средство, то в этом случае обязательства по уплате налогов действительно переходят к продавцу. Покупателю остается оплатить пошлину за регистрационные действия по постановке автомобиля на учет в органах ГИБДД.
2. Налоги при продаже автомобиля.
Если же вы выступаете в роли продавца транспортного средства и получаете доход от его реализации, то обязанность по уплате налоговых платежей ложится на вас. Налоговое законодательство предусматривает необходимость оплаты 17 % с полученного дохода.
Существует ряд условий, при соблюдении которых можно подавать декларацию на предоставление налогового вычета, размер которого достигает 250 тысяч рублей. При расчете налога стоимость транспортного средства уменьшается на сумму вычета, сам же налог на легковой автомобиль насчитывается на остаток.
Расчет налога с применением вычета и без него будет выглядеть следующим образом:
Например, вы продали транспортное средство за 450 тысяч рублей. Без применения права на получение налогового вычета вам придется уплатить налог на легковой автомобиль в размере 76,5 тысяч рублей (450 х 0,17). Если же вы решите воспользоваться предоставленным правом, то сумма подлежащего уплате налога будет рассчитываться исходя из 200 тысяч рублей (450 000 – 250 000). В итоге, вам придется заплатить 34 тысячи рублей.
Снизить размер налогового платежа можно также в том случае, если вы купили автомобиль по более высокой цене, чем его продали. Эти суммы должны быть подтверждены документально, например чеком, выданном в дилерском центре или справкой-счетом, полученной при приобретении подержанного авто. В случае принятия документов налоговым органом, обязанность по оплате налога с вас будет снята.
Если же автомобиль находится в вашей собственности более трех лет, то вы освобождаетесь от обязанности по оплате налога при его продаже. Однако это не освобождает вас от необходимости подачи декларации о доходах в год его реализации.
3. Ежегодный транспортный налог.
До 2002 года россияне платили дорожный налог, средства от которого предназначались для содержания дорог. В 2002 году его заменили транспортным налогом. Суть платежа осталась прежней – изменилось название. В 2014 году произошел скачок транспортного налога на наиболее востребованные марки автомобилей. Сумма этого вида налогового обложения в нашей стране зависит от количества лошадиных сил транспортного средства. В каждом регионе действуют собственные ставки обязательного платежа.
СТАВКИ НАЛОГА
^
Налоговые ставки устанавливаются законами субъектов Российской Федерации соответственно в зависимости от мощности двигателя, тяги реактивного двигателя или валовой вместимости транспортного средства в расчете на одну лошадиную силу мощности двигателя транспортного средства, один килограмм силы тяги реактивного двигателя, одну регистровую тонну,одну еденицу валовой вместимости транспортного средства или одну единицу транспортного средства.
Налоговым кодексом Российской Федерации установлены следующие ставки транспортного налога:
Наименование объекта налогообложения |
Налоговая ставка (в рублях) |
Автомобили легковые с мощностью двигателя (с каждой лошадиной силы): |
|
до 100 л.с. (до 73,55 кВт) включительно |
2,5 |
свыше 100 л.с. до 150 л.с. (свыше 73,55 кВт до 110,33 кВт) включительно |
3,5 |
свыше 150 л.с. до 200 л.с. (свыше 110,33 кВт до 147,1 кВт) включительно |
5 |
свыше 200 л.с. до 250 л.с. (свыше 147,1 кВт до 183,9 кВт) включительно |
7,5 |
свыше 250 л.с. (свыше 183,9 кВт) |
15 |
Мотоциклы и мотороллеры с мощностью двигателя (с каждой лошадиной силы): |
|
до 20 л.с. (до 14,7 кВт) включительно |
1 |
свыше 20 л.с. до 35 л.с. (свыше 14,7 кВт до 25,74 кВт) включительно |
2 |
свыше 35 л.с. (свыше 25,74 кВт) |
5 |
Автобусы с мощностью двигателя (с каждой лошадиной силы): |
|
до 200 л.с. (до 147,1 кВт) включительно |
5 |
свыше 200 л.с. (свыше 147,1 кВт) |
10 |
Автомобили грузовые с мощностью двигателя (с каждой лошадиной силы): |
|
до 100 л.с. (до 73,55 кВт) включительно |
2,5 |
свыше 100 л.с. до 150 л.с. (свыше 73,55 кВт до 110,33 кВт) включительно |
4 |
свыше 150 л.с. до 200 л.с. (свыше 110,33 кВт до 147,1 кВт) включительно |
5 |
свыше 200 л.с. до 250 л.с. (свыше 147,1 кВт до 183,9 кВт) включительно |
6,5 |
свыше 250 л.с. (свыше 183,9 кВт) |
8,5 |
Другие самоходные транспортные средства, машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу (с каждой лошадиной силы) |
2,5 |
Снегоходы, мотосани с мощностью двигателя (с каждой лошадиной силы): |
|
до 50 л.с. (до 36,77 кВт) включительно |
2,5 |
свыше 50 л.с. (свыше 36,77 кВт) |
5 |
Катера, моторные лодки и другие водные транспортные средства с мощностью двигателя (с каждой лошадиной силы): |
|
до 100 л.с. (до 73,55 кВт) включительно |
10 |
свыше 100 л.с. (свыше 73,55 кВт) |
20 |
Яхты и другие парусно-моторные суда с мощностью двигателя (с каждой лошадиной силы): |
|
до 100 л.с. (до 73,55 кВт) включительно |
20 |
свыше 100 л.с. (свыше 73,55 кВт) |
40 |
Гидроциклы с мощностью двигателя (с каждой лошадиной силы): |
|
до 100 л.с. (до 73,55 кВт) включительно |
25 |
свыше 100 л.с. (свыше 73,55 кВт) |
50 |
Несамоходные (буксируемые) суда, для которых определяется валовая вместимость (с каждой регистровой тонны или единицы валовой вместимости в случае, если валовая вместимость определена без указания размерности) |
20 |
Самолеты, вертолеты и иные воздушные суда, имеющие двигатели (с каждой лошадиной силы) |
25 |
Самолеты, имеющие реактивные двигатели (с каждого килограмма силы тяги) |
20 |
Другие водные и воздушные транспортные средства, не имеющие двигателей (с единицы транспортного средства) |
200 |
-
Указанные налоговые ставки могут быть увеличены (уменьшены) законами субъектов Российской Федерации, но не более чем в десять раз.
При этом данное ограничение размера уменьшения налоговых ставок законами субъектов Российской Федерации не применяется в отношении автомобилей легковых с мощностью двигателя (с каждой лошадиной силы) до 150 л.с. (до 110,33 кВт) включительно. - Допускается установление дифференцированных налоговых ставок в отношении каждой категории транспортных средств, а также с учетом количества лет, прошедших с года выпуска транспортных средств, и (или) их экологического класса.
Количество лет, прошедших с года выпуска транспортного средства, определяется по состоянию на 1 января текущего года в календарных годах с года, следующего за годом выпуска транспортного средства.
Определение и характеристика
Под транспортным налогом понимается обязательный, индивидуально безвозмездный платеж в пользу государства, взимаемый с владельцев транспортных средств.
История развития в России
С понятием «транспортный налог» граждане РФ знакомы, его введению уже много лет, однако за все время своего существования данный налог потерпел серьезные изменения. Рассмотрим историю развития и совершенствования налогообложения транспортных средств в России.
В декабре 1993 года Б.Н. Ельцин подписал указ № 2270 «О некоторых изменениях в налогообложении и во взаимоотношениях бюджетов различных уровней». Это был первый транспортный налог в России и взимался он только с юридических лиц. Причем объектом налогообложения являлись не транспортные средства, а фонд оплаты труда предприятия (согласно подпункту «б» п. 25 Указа).
Налог на транспорт имел свои плюсы и минусы, взимался вместе с налогами, направленными в дорожные фонды до 15 ноября 1997 г., после чего был отменен Указом Президента РФ от 15.11.97 № 1233.
Помимо налога на авто, законом «О дорожных фондах в РСФСР» предусматривался налог для ЮЛ за пользование автомобильными дорогами. Размер такого платежа составлял 0,4% от величины выручки. Статьей 6 данного закона был также предусмотрен налог с владельцев ТС.
Это был ежегодный платеж в бюджет для физлиц и юрлиц, независимо от формы собственности, а также для иностранных ФЛ и ЮЛ и лиц без гражданства, имевших во владении автомобили, самоходные машины и другие транспортные средства. Размер платежа определялся в зависимости от количества лошадиных сил ТС.
Также закон «О налогах на имущество физических лиц» предусматривал налог для ФЛ, имевших в собственности водный или воздушный транспорт. Размер такого платежа зависел от мощности мотора.
Можно отметить, что ранее действовавшее законодательство предусматривало несколько транспортных налогов, отличавшихся по своей структуре. Такое разнообразие приводило к путанице в процессе налогообложения автомобилей и элементах налога, как для налогоплательщиков, так и для налоговых органов.
Суть, значение и действие
Современный единый транспортный налог является поимущественным и имеет строго определенный объект налогообложения – ТС, зарегистрированные за организациями и гражданами РФ.
Госналог на автомобили является основным финансовым источником для строительства и ремонта автомобильных дорог, а также улучшения и развития дорожной инфраструктуры.
Это какой вид: прямой или косвенный?
Налог на транспорт является прямым налогом, так как в данном случае правообладатель (владелец автомобиля или иного ТС) и налогоплательщик совпадают.
Куда относится и в какой бюджет идет: местный, региональный или федеральный
По принадлежности к уровню управления это региональный налог. Согласно ст. 56 БК РФ, транспортный налог полностью зачисляется в бюджет субъекта РФ (край, область, республика, автономный округ и автономная область).
Что является источником?
Источником для выплаты этого платежа являются денежные средства от продажи транспортного средства или другого имущества, доход от использования ТС, а также иной доход налогоплательщика.
Разница с обложением имущества
Облагаются ли в РФ личные автомобили и другие транспортные средства налогом на имущество? Статья 130 ГК РФ однозначно определяет, что легковые автомобили и другой вид транспорта в России признаются движимым имуществом, на которое с 1 января 2013 года налог был отменен. В связи с этим ответ на вопрос напрашивается сам собой.
От владельца транспортного средства требуется оплата только транспортного налога, так как объектом налога на имущество, как правило, является только недвижимость.
Безусловно, существуют и исключения, которые облагаются имущественным налогом, но вряд ли какие-либо из них есть в собственности у граждан, да и далеко не каждая организация может позволить себе иметь в собственности такие транспортные средства. Речь идёт о космических ракетах, водных судах и самолётах, подлежащих госрегистрации.
Что в перспективе
В последние годы споры относительно судьбы транспортного сбора разгораются всё сильнее. С одной стороны, сегодняшний налог на транспорт – это 150 миллиардов рублей в год; и пусть на содержание дорог этого мало, но это больше, чем ничего. Лишившись этой суммы, дорожно-транспортная сфера вряд ли найдёт другой достойный источник финансирования.
С другой стороны, транспортный налог вызывает вполне закономерное возмущение со стороны тех граждан, которые полагают его несправедливым или чрезмерным. Это касается тех, кто пользуется своим автомобилем крайне редко, или тех, кто проживает в регионах, которые отличаются периодическим поднятием налоговых ставок.
Главная претензия – формула расчёта налога. Она зависит от мощности двигателя, но не от времени его эксплуатации. Такой подход не отражает задекларированной цели сбора – поддержание нормального состояния дорог. Автомобиль наносит вред дорожному покрытию независимо от мощности мотора, а зависимо от того, насколько часто он эксплуатируется.
Не секрет, что многие пенсионеры ездят на своей машине всего пару раз в году – на дачу и обратно. Всё остальное время машина стоит без движения, а транспортный сбор платится наравне с теми, кто ежедневно ездит на своей машине на работу и домой.
Второй момент – факт повышения налога на старые авто наряду с новыми. Владельцы старых автомобилей с высокой мощностью двигателя платят сбор наравне с теми, кто ездит на новых машинах, но у старых авто мощность двигателя снижается. Выход один: переоформлять документы на машину, проводя недешёвую транспортную экспертизу, которая уточнит реальную мощность двигателя. Затраты на эксперта нивелируют возможную выгоду от переоформления.
В правительстве постоянно обсуждаются перспективы транспортных сборов. Попытки изменить систему взимания налогов Государственная Дума предпринимает вот уже 6 лет.
Возможно, в скором времени могут быть внедрены следующие изменения:
Увеличение топливного акциза параллельно с отменой транспортного сбора
Считается, что такое решение сделает более справедливой картину уплаты налога: чем больше автовладелец ездит на своём авто, тем больше отчислений он направляет в бюджет.
Противники данного решения указывают на то, что быстрое поднятие топливного акциза невозможно, следовательно, наполнение региональных бюджетов при отмене транспортного сбора получит финансовую «яму», которая повлияет на состояние дорожной отрасли хозяйства. В этом случае придётся первое время каким-то образом компенсировать местным бюджетам потери.
Такой подход, по мнению законодателей, может благотворно сказаться на экологической обстановке, особенно в крупных городах. Низкий налог на экологически более чистый транспорт будет стимулировать граждан приобретать экологически безвредные модели авто.
Следует отметить, что данный подход к налогообложению владельцев транспортных средств давно применяется в Европе и США, и это, по мнению аналитиков, существенно влияет на уровень загрязнённости атмосферы, особенно в крупных городах.
Внесение изменений в формулу расчёта транспортного сбора
Идея заключается в том, чтобы вместо базового коэффициента, зависящего от количества лошадиных сил (мощности мотора), ввести коэффициент, зависящий от объёма двигателя.
Изменение перечня льготных категорий граждан, освобождаемых от уплаты налога
Данный перечень корректируется постоянно. Например, в 2018 году в него решено включить владельцев всей сельскохозяйственной техники.
Постоянно растущее недовольство автовладельцев положением дел в сфере налогообложения на транспорт уже обратило на себя внимание законодателей. Экономика и экологическая ситуация настойчиво диктуют необходимость пересмотреть принципиальные моменты налогообложения и сделать его более отвечающим целям правительства в области транспорта: улучшить дорожную сеть и снизить уровень загрязнённости
Изменения в законодательстве, несомненно, грядут. Но какими именно они будут – покажет будущее.
Видео о новом транспортном налоге:
Существует ли исковая давность по оплате налога на транспорт
В широком смысле исковая давность являет собой некий временной промежуток, по окончании которого человек освобождается от необходимости исполнения той или иной обязанности. Это касается различных видов ответственности за те или иные проступки, а также возможности защиты своих прав в суде теми структурами либо лицами, которые полагают, что их интересы были задеты.
В частности, если идет речь о налоговом правонарушении стоит обратиться к параграфу 113 Налогового Кодекса, который поясняет, что гражданин не может быть привлечен к ответственности в сфере налогообложения, если с момента его свершения истекло 3 года. Отсчет может начинаться либо с того дня, когда был зафиксирован факт неуплаты, либо с даты, следующей за окончанием расчетного периода, в течение которого было осуществлено нарушение.
Здесь идет речь только о наказании за невыполнение обязанности. А вот срока давности для исполнения последней как такового не имеется. Правда для транспортного налога существует исключение.
Поскольку немало автовладельцев задумываются над тем, через какое время можно не платить транспортный налог, стоит уточнить, что закон устанавливает трехгодичную исковую давность в этом плане. Проще говоря, через 3 года после начисления сбора с человека уже не смогут затребовать предъявленную сумму.
Этот момент следует пояснить. Для рядовых граждан, размер налога рассчитывается в автоматическом режиме, после чего органы ФНС направляют на адрес плательщика соответствующий платежный документ. Согласно параграфу 363 НК физлицу может быть предоставлено уведомление с суммой взноса, рассчитанной не более чем за 3 последних налоговых периода. За более ранние годы гражданин оплачивать налог уже не обязан.
Это означает, что, если человек игнорировал перечисление сбора, скажем, с 2011 года, в 2018 году ему придет уведомление с расчетом долга только за 2015, 2016 и 2017 годы
Промежуток, предшествующий 2015 году уже не будет приниматься во внимание. Но это в том случае, если ранее ФНС по какой-то причине закрыла глаза на факт несвоевременной оплаты государственного взноса за владение и использование автотранспортного средства
Как платить налог в случае угона ТС
Законодательством Российской Федерации установлено, что налогоплательщиком является гражданин, на которого официально оформлено транспортное средство. Но как быть, если машину угнали, ведь даже после угона авто значится за автовладельцем?
Государственную пошлину не нужно платить за средство передвижения, которое находится в угоне, ведь такие авто налогом не облагаются. Чтобы налог не платить, необходимо в органах внутренних дел РФ получить справку установленного образца о том, что автомобиль украден. В налоговой инспекции могут потребовать предоставить для подтверждения оригинал, а также дополнительно копию документа. Затем налоговая служба отправит запрос в министерство внутренних дел РФ, чтобы оттуда пришло подтверждение о факте угона Вашего имущества.
Если все-таки Ваш автомобиль был похищен, а налоговое извещение об уплате сбора все равно пришло, то владелец должен выполнить следующие процедуры, чтобы избавить себя от уплаты:
- Обратиться в госорганы внутренних дел своего района и написать заявление о факте кражи имущества. На этом основании, сотрудники возбудят криминальное разбирательство по факту угона автотранспорта.
- Взять справку у сотрудников МВД о возбуждении дела или о факте похищения имущества.
- Автовладелец может написать просьбу о приостановлении регистрации автотранспорта, а служащие государственной автоинспекции в течение десяти рабочих суток направят в налоговую службу уведомление об этом.
- В налоговую организацию отнести справку, если необходимо, то написать заявление о перерасчете госпошлины.