Местный бюджет
Содержание:
Зачем нужно знание бюджета
Данные государственного бюджета — на что тратит государство, за счет чего наполняет бюджет, есть ли дефицит и каков его размер — один из показателей, принимаемый аналитиками для оценки экономического состояния государства.
Эти сведения необходимы:
- политикам и чиновникам у власти, чтобы пояснять избирателям, на что они тратят казенные, т.е. принадлежащие всему народу, деньги;
- для Центрального банка, чтобы повышать или понижать ключевую ставку, которая влияет на размер кредитов для населения и бизнеса, а значит и ставку по сберегательным и депозитным счетам (подробнее см. таблицу ключевые ставки Центральных банков мира);
- для валютного рынка (форекс и биржи) — ведь страна с высоким дефицитом бюджета начнет тратить ЗВР, а это может спровоцировать девальвациюнациональной валюты к доллару США, евро, британскому фунту, иене, швейцарскому франку и другим мировым резервным валютам, стать причиной медвежьеготренда и высокой волатильности;
- для финансовых доноров (МВФ, Всемирный банк, ЕБРР и др.), которые могут предоставить кредит при соблюдении просителем встречных условий (подробнее: Кредиторы или кому население планеты должно $244 трлн);
- для фондового рынка — не нужно ли пересмотреть котировки основных национальных ценных бумаг и деривативов;
- для инвесторов и акционеров — доходность их инвестиций в USD и EUR может измениться из-за девальвации национальных фиатных денег;
- инвестиционных фондов, частных инвестиций, всевозможных инвестиционных портфелей, фондов доверительного управления (ДУ), биржевых фондов (ETF), ПИФов, хедж фондов, поскольку возрастает риск оттока капитала (финансовых активов и квазиденег).
При значительном дефиците бюджета падает привлекательность и цены государственных и муниципальных бондов (чем ниже кредитный рейтинг, тем выше проценты, но и риски невыплаты), фондовых индексов, обыкновенных акций и «префов» ведущих отечественных компаний («голубых фишек»), депозитарных расписок, варрантов, векселей в листинге на местной фондовой бирже (подробнее см. таблицу Биржи мира и их основные индексы);
Т.е. показатели госбюджета — один из ключевых макроэкономических показателей вместе с данными о ВВП, внешнем долге, инфляции, ЗВР, уровне безработицы и др. перспектив той или иной страны. Эти данные необходимы трейдерам и инвесторам для комплексного фундаментального анализа.
Ситуация в России: цифры и факты
Теперь вы знаете понятие и особенности слова «профицит» применительно к бюджету. Анализ этого параметра крайне важен для экономистов, которые должны понимать причины явления
Им важно знать, куда идет страна, и нужно ли предпринимать дополнительные меры
К примеру, в России профицит федерального бюджета за 2018 год равен около 3 миллиардов долларов, а это более 3 % от ВВП. Наибольший объем доходов поступил от ФНС (более 10 млрд рублей), что почти на 93% выше плана. Дополнительные начисления поступают от таможни (около 5,5 млрд рублей) и других федеральных структур. Причиной стало увеличение доходов от продажи нефтепродуктов. Первоначально правительство закладывало меньшую стоимость нефти, которая впоследствии пошла в рост. Не удивительно, что профицит бюджета значительно вырос.
Что касается мировой практики, профицит бюджета характерен для многих экспортеров сырье. К примеру, у Брунея он достигает 40%, у Кувейта — 22-25%, у Макау — 15-20% и т. д. В странах без природных ресурсов такая ситуация является более редким явлением.
Что такое государственный бюджет?
Он является важной составляющей, регулирующей экономическую жизнь страны. Не только правительству, но и ее гражданам нужно знать, что такое государственный бюджет
Он является подробным планом применения экономическими агентами ресурсов в течение определенного периода. В этом документе определяются расходы и доходы государства. Отчетным периодом чаще является один год. Этот план регулируется на законодательном уровне, и сам представляет собой Закон.
Государственный бюджет выполняет ряд функций:
- Контроль действий правительства страны.
- Составляется бюджет движения денежных средств, устанавливается взаимосвязь между субъектами государства и центральной властью.
- Определяются направления и параметры экономической политики, задаются рамки предполагаемых действий правительственных структур.
- Предоставление информации о планах правительства субъектам экономической деятельности.
https://youtube.com/watch?v=iuiSBPB1v4A%250D
Что такое консолидированный бюджет?
Это важное явление в процессе планирования. Правильно употреблять термин как консолидированный, а не консолидируемый бюджет
Под ним понимают сводный бюджет всех уровней определенной территории. Есть такие его разновидности:
- Консолидированный бюджет федерации. Это свод, состоящий из федерального бюджета и бюджетов субъектов федерации без учета бюджетов территориальных и государственных внебюджетных фондов.
- Консолидированный бюджет субъекта федерации. Явление представляет собой сводный бюджет регионов и тех территорий, которые входят в субъект федерации без учета бюджета государственного фонда определенной территории.
- Консолидированный областной бюджет. Он выполняет функцию объединения показателей бюджета определенной территории.
Из чего состоит государственный бюджет?
Эта сфера жизни страны, характеризующаяся системностью. Госбюджет связан с бюджетной политикой, которой контролируется общая схема доходов и расходов. Составляющие этой системы рассматриваются в двух направлениях. Первое – территориальный полис, согласно которому бюджет состоит из:
- местные финансы;
- областные денежные средства;
- финансы госпредприятий, специальных правительственных фондов.
Второй полис, определяющий, что такое государственный бюджет и каковы его элементы, это финансовый, согласно которому последние состоят из:
- Доходной части. Она включает в себя средства, переходящих в бюджет безвозвратно, безвозмездно. Состоят доходы из налогов, финансов, поступающих благодаря экономической деятельности, целевых денежных фондов. В качестве отчета перед населением за состояние доходов и второй составляющей бюджета формируется бюджет для граждан.
- Расходной части. Это весомая статья, определяющая траты страны на разные сферы ее жизни.
Что относится к расходам государственного бюджета?
Это финансовые средства, расходуемые на реализацию функций и задач местного самоуправления и управления страной. Основная задача, которую должен выполнять бюджет государства – стабильность социума, поэтому первоочередные его расходы направляются на:
- государственный аппарат;
- правоохранительные органы;
- социальные задачи;
- военное обеспечение;
- экономические расходы страны;
- финансирование международной деятельности государства.
Государственный бюджет
Код ЕГЭ: 2.14. Государственный бюджет
Государственный бюджет — это важнейший финансовый документ, представляющий собой смету доходов и расходов страны на определенный период, в котором указываются источники и размеры государственных доходов, а также направления государственных расходов.
Государственный бюджет существует для обеспечения государственных расходов. Он отражает основные направления государственной политики. В зависимости от того, какие цели и задачи стоят перед государством, необходимо выделять финансовые средства по определенным направлениям,
Основные функции государственного бюджета:
- контроль над деятельностью правительства;
- регулирование денежного обращения внутри государства;
- реализация экономической и социальной политики государства;
- предоставление публичной информации о стратегических направлениях экономической политики государства.
В зависимости от правильности расчётов бюджета он может быть трёх видов:
- профицитным — с положительным остатком (сальдо) — доходы превышают расходы;
- сбалансированным — доходы равны расходам;
- дефицитным — с отрицательным остатком (сальдо) — доходы меньше расходов.
Примечания: Сальдо — разница между прибылью и расходами. Профицит — доходов больше, чем расходов. Дефицит — доходов меньше, чем расходов.
Принятие государственного бюджета в Российской Федерации
Федеральный бюджет является основным финансовым планом страны и ежегодно утверждается Федеральным законом «О федеральном бюджете».
Правительство РФ как единственный в этом случае субъект законодательной инициативы разрабатывает проект государственного бюджета и представляет его Государственной Думе. Проект государственного бюджета проверяется Счетной палатой и комиссиями Государственной Думы. Федеральный бюджет принимается Государственной Думой РФ в трех чтениях. После принятия федерального бюджета Государственной Думой он утверждается Советом Федерации, а Президент РФ подписывает его и обнародует.
Далее в процессе своей деятельности правительство исполняет государственный бюджет (т. е. расходует финансовые средства по назначению), предоставляя Государственной Думе регулярные отчеты об исполнении бюджета, и ежегодный отчет о результатах своей деятельности.
СТРУКТУРА БЮДЖЕТА
Госбюджет внутри себя делится на составные части: 1) Доходная (откуда поступают деньги), 2) Расходная (куда будут впоследствии направлены деньги).
Доходы государственного бюджета
Источники государственного бюджета подразделяют на обычные и кризисные. К кризисным источникам государство прибегает в случае бюджетного дефицита.
Обычные источники государственного бюджета:
- налоги (основной источник госбюджета);
- административные платежи и сборы;
- доходы от имущества, находящегося в государственной собственности;
- доходы от государственных предприятий;
- доходы от приватизации государственной собственности;
- платежи по штрафам и др.
Кризисные источники государственного бюджета (источники покрытия дефицита бюджета):
- дополнительная эмиссия (выпуск денег). Этот источник пополнения государственного бюджета ведет к инфляции;
- сокращение бюджетных расходов (в основном на социальные программы) и повышение налогов. Такие меры могут привести к социальным протестам И дестабилизации политической обстановки;
- внешние займы (у других государств) и внутренние займы (выпуск государственных ценных бумаг). Использование этих источников приводит к увеличению государственного долга.
Расходы государственного бюджета
Расходная часть государственного бюджета — это выплачиваемые из госбюджета денежные средства. К таким расходам относятся:
- социальные — расходы на социальные пособия и пенсии, а также на содержание предприятий и учреждений, находящихся в государственной собственности;
- военные — расходы на повышение обороноспособности государства и содержание армии;
- экономические — финансирование государственных инвестиционных программ, накопление государственных резервов и выплата государственного долга;
- внешнеэкономические — взносы в международные организации;
- содержание государственного аппарата — финансирование деятельности органов государственной власти.
Вы смотрели конспект «Государственный бюджет». Выберите дальнейшее действие:
- Вернуться к Списку конспектов по Обществознанию.
- Найти конспект в Кодификаторе ОГЭ по обществознанию.
- Найти конспект в Кодификаторе ЕГЭ по обществознанию.
Разновидности внебюджетных фондов
Пенсионный фонд РФ
Пенсионный фонд Российской Федерации существует с 22 декабря 1990 г. Данное госучреждение и его территориальные органы образуют единую систему, осуществляющую централизованное управление средствами обязательного пенсионного страхования. ПФ функционирует на основании федерального закона «Об обязательном пенсионном страховании в РФ».
Бюджет Пенсионного фонда разрабатывается и утверждается ежегодно с учетом норматива оборотных средств и является консолидированным.
Доходная часть бюджета ПФ:
- единый социальный налог;
- средства федерального бюджета;
- пени и другие денежные санкции;
- доходы от временно свободных средств обязательного пенсионного страхования;
- пожертвования физических лиц и организаций;
- средства, выделяемые из федерального бюджета на выплату базовой части трудовых пенсий;
- превышение сумм страховых взносов, зачисляемого в федеральный бюджет, над расходами по выплате пенсий;
- прочие источники.
Расходная часть бюджета ПФ:
- выплата страховой и накопительной части трудовых пенсий, социальных пособий на погребение умерших пенсионеров;
- доставка пенсий;
- финансирование работы ПФ;
- выплата базовой части трудовых пенсий;
- выплата пенсий за выслугу лет, по старости, инвалидности, социальных пенсий;
- прочие цели.
Поступающая в Пенсионный фонд часть единого социального налога делится на две составляющие: одна идет в федеральный бюджет, другая — в бюджет ПФ. Часть средств, поступающая в ФБ, направляется на государственное пенсионное обеспечение и выплату доли базовой части трудовой пенсии. Часть денег, направленная в Пенсионный фонд, идет на выплаты страховой и накопительной частей трудовой пенсии.
При профиците бюджета фонда «излишки» идут на создание резерва, целью которого является гарантия финансовой устойчивости рассматриваемой системы. Целевое использование бюджетных средств контролирует Счетная палата РФ и наблюдательный совет страховщика.
Фонд социального страхования
Данное автономное государственное финансовое учреждение создано 7 августа 1991г.
Средства фонда складываются из следующих источников:
- единый социальный налог;
- страховые взносы на обязательное страхование от несчастных случаев на производстве и от проф. заболеваний;
- средства федерального бюджета;
- остаток средств с прошлого финансового года;
- иные поступления.
Расходы бюджета ФСС:
- выплата пособий по временной нетрудоспособности;
- санаторно-курортное обслуживание;
- обеспечение научно-исследовательских работ по охране труда;
- страховые выплаты в связи с наступлением несчастных случаев на производстве и от проф. заболеваний;
- выплата пособий по беременности и родам, при рождении ребенка, по уходу за ребенком до достижения им возраста 1,5 лет, на погребение;
- оздоровление детей;
- оздоровление граждан, пострадавших при аварии на Чернобыльской АЭС и др.
Федеральный фонд обязательного медицинского страхования
Деятельность этого фонда началась 28 июня 1991 года. Данное учреждение предназначено для гарантии стабильности государственной системы обязательного медицинского страхования. Фонд является автономным некоммерческим финансово-кредитным госучреждением.
К основным функциям фонда можно отнести следующие:
- обеспечить в рамках медицинского обязательного страхования финансирование программ, преследующих конкретные цели;
- осуществить контроль над использованием финансов обязательного страхования в медицинской сфере только в соответствии с поставленными целями.
Задачи фонда обязательного мед. страхования:
- гарантия соблюдения прав граждан на медпомощь с точки зрения финансирования;
- обеспечение финансовой стабильности системы ОМС и создание условий для стабилизации объема и качества медицинской помощи;
- контроль над целевым использованием средств ОМС.
Доходная часть ФФОМС:
- единый социальный налог;
- доход от размещения временно свободных средств;
- остаток средств с предыдущего финансового года;
- прочие поступления.
Расходы фонда:
- реализация оздоровительных целевых программ по оздоровлению;
- обеспечение проф. подготовки и переподготовки кадров;
- создание нормативного страхового запаса;
- компьютеризация системы ОМС;
- оплата медикаментов;
- оказание медицинской помощи в условиях массовых заболеваний, катастроф и др.;
- формирование материально-технической базы здравоохранения;
- содержание фонда и др.
Источник
Актуальные показатели 2020 года
2020 год значительно изменяет экономическую картинку. Относительно 2019 года она сильно изменилась. Согласно прогнозам все нефтегазовые расходы должны упасть на 400 млрд. рублей. Суммы получаемых дивидендов будут перераспределены между отраслями. Значительно увеличатся доходы от НДС — это, примерно, 8 трлн. Против прошлых 5,9. Опираясь на статистические данные можно смело сказать, что Россия сможет уверенно войти в первую пятерку крупнейших экономических держав.
Согласно Федеральному Закону под номером 380 «О Хозяйственных партнерствах» на территории страны между предпринимателями и другими членами хозяйствования возможно установить такие отношение, при которых обязанности сторон строго регламентированы и поэтому обязательны к выполнению. Министерства регулируют правовые отношения между сторонами, а также процессы реорганизации и ликвидации.
Экономика страны находится под пристальным контролем властей, что принципиально важно при выстраивании долгосрочных и приносящих прибыль отношений между членами хозяйства
Что такое бюджет?
В понятии обывателя бюджет обычно ассоциируется с неким хранилищем денег, находящимся в распоряжении государства, правительство которого периодически берёт оттуда средства, чтобы потратить на пенсии, социальные программы вроде материнского капитала, перечислить зарплаты бюджетникам. По факту бюджет государства – это финансовый документ, включающий комплекс смет всех потребностей страны. Кроме того, в нём указаны все источники поступлений, из которых планируется получить средства. Бюджет консолидирует денежные потоки государства, содержит информацию о планах правительства в сфере экономической деятельности, и в целом задаёт параметры экономической политики, решает вопросы финансового регулирования в масштабах всей экономики государства.
Годовой бюджет страны является законодательным актом и проходит процедуру составления и его утверждения Государственной думой и Советом Федерации, прежде чем подписывается президентом и передаётся на исполнение правительству.
Мобилизация финансовых ресурсов обеспечивает органам власти выполнение возложенных на них функций, а экономическая важность бюджета заключается в формировании конечного спроса, напрямую оказывая влияние на такие экономические показатели, как:
- объём промышленного производства;
- инвестиции;
- достаток населения страны и показатели безработицы;
- валютный курс;
- внешний и внутренний долг государства;
- инфляция и показатель ключевой ставки.
Расходные статьи
«Из чего складывается бюджет?» – вопрос несложный. Он складывается из различных источников. Все доходы общегосударственного фонда — это совокупность поступающих в казну национальных средств в виде налоговых и не налоговых сборов.
Основное
Примерно 84% поступлений формируются на основе налоговых отчислений. Здесь понимают налоги на хозяйствование предприятий, все косвенные налоги государства, связанные с реализацией продукции и услуг.
Под национальными затратами понимают политику хозяйствования внутри РФ. Деньги делятся на текущие затраты и капитальные расходы. Текущие расходы направляются на стабилизацию общегосударственной политики. Деньги также уходят на субсидии и субвенции. Все капитальные отчисления уходят на инвестиции и развитие инноваций.
Относительно целей, деньги можно поделить на:
- Военные затраты. Они направлены на поддержание национальной безопасности страны, в том числе на поддержание армии в боевом состоянии, а также на формирование бюджета МВД.
- Затраты на здравоохранение страны.
- Заработную плату Президенту РФ, а также политикам страны. Все чиновники не имеют право заниматься коммерческой деятельность, поэтому заработная плата им начисляется непосредственно из казны страны.
- Общегосударственные отчисления, направленные на выплаты страховым организациям. Такие выплаты направлены на содержание государственных учреждений, на стабилизацию работы муниципальной сферы экономики.
- Экономическое расходование. Все экономические траты направляются на субсидии отдельным отраслям хозяйствования. Деньги уходят в первую очередь на погашение государственного долга. Казна для таких трат часто пополняется драгоценными металлами и резервной валютой.
- Внешнеполитическое потребление. К ним относят расходы на политическую деятельность государства за его пределами. Затраты, направленные на стабилизацию рыночных отношений между соседними странами.
Оплата министерств
Характерно, что правительство каждый год распределяет средства между министерствами. Одновременно прописываются цели расходования денег. К примеру, бюджет министерства науки на 2020 год составил 403,8 млн евро. Для этой области характерно, что вырастает финансирование образования студентов, а также выделяются деньги на курсы повышения квалификации преподавателей.
На казну здравоохранения государство выделило примерно 1,2 млрд евро. Деньги выделяются на повышение зарплат медиков в особенности. Также повышается качество медицинских услуг, на которые государство выделяет деньги из казны.
Для министерств по статистике выделено до 457,17 млн евро. Дополнительное финансирование будет выделяться на повышение качества дорожного полотна. Сюда также относят расходы на улучшение качества проложенных железнодорожных линий.
Таким образом ведется выделение средств на другие бюджеты государства.
Правительственные затраты
Расходы связаны с отчислением денежных средств на содержание института города, а также на поддержание цикла государственных закупок товаров и другого рода услуг.
Национальные закупки товаров и услуги могут быть самого различного вида – начиная с расходов на строительство за счет бюджета школ, других медицинских учреждений и поддержание в порядке дорог, а также объектов культуры, и заканчивая приобретением сельскохозяйственной продукции. К таким правительственным расходам относят и все внешнеторговые закупки. Отличительный признак этих закупок в этом, что средства на них расходуются из казны.
В современных рыночных условиях бюджет является мощным рычагом правительственного регулирования экономики и воздействия на хозяйствование страны. Бюджет сегодня — это многоплановый документ, передающий все многообразие государственных функций, выполняемых им.
Прочее
Все государственные расходы выступают в следующих формах:
- Форма государственного заказа, распределяемого на конкурсной основе.
- Строительство за счет вложения капитальных вложений.
- Расходы на оборону страны и другие сферы управления экономики.
Основная доля всех государственных расходов проходит через государственный бюджет, включающий в себя бюджеты федерального правительства и местных властей с самоуправлением.
Важно, чтобы политика расхода денежных средств была целенаправленной. Нужно соблюдать баланс между затратами и доходами для избежания возникновения ситуации дефицита и профита гос
бюджета.
Бюджетное устройство
Бюджетное устройство — это принципы, определяющие организацию государственного бюджета и бюджетной системы страны, взаимоотношения между ее отдельными звеньями, состав и структуру бюджетов, формирование и использование бюджетных средств и т.д.
Наиболее полное выражение бюджетное устройство находит в принципах бюджетной системы.
Согласно ст. 25 БК РФ бюджетная система РФ основана на следующих принципах:
- Принцип единства — единство правовой базы денежной системы, форм бюджетной документации, принципов бюджетного процесса, единый порядок финансирования расходов бюджетов всех уровней, ведение бухгалтерского учета;
- Принцип разграничения доходов и расходов — означает закрепление соответствующих видов доходов и полномочий по осуществлению расходов между уровнями бюджетной системы РФ;
- Принцип самостоятельности бюджета: а) наличие собственных источников доходов всех уровней; самостоятельное; б) самостоятельное распределение расходов бюджетов; в) определение источников финансирования дефицита бюджетов; г) осуществление бюджетного процесса на каждом уровне и т.д.
- Принцип полноты отражения доходов и расходов — все доходы и расходы подлежат отражению в бюджетах всех уровней в полном объеме;
- Принцип сбалансированности бюджета — объем предусмотренных бюджетных расходов должен соответствовать объему доходов бюджета, то есть дефицит должен быть минимальным;
- Принцип эффективности и экономности использования бюджетных средств — соответствие бюджетов должно исходить из необходимости достижения заданных результатов с использованием наименьшего объема средств и достижения наилучшего результата;
- Принцип общего покрытия расходов — все расходы бюджета должны быть покрыты за счет доходов и поступлений;
- Принцип гласности — обязательное опубликование в печати, полнота информации в СМИ, открытие для общества, кроме секретных статей, утверждаемых в составе федерального бюджета;
- Принцип достоверности бюджета — надежность показателей прогноза социально-экономического развития территорий и реальность расчетов доходов и расходов;
- Принцип адресности и целевого характера — бюджетные средства выделяются конкретно получателю. Нарушение адресности и направлений является нарушением бюджетного законодательства РФ.