Что такое iq?
Содержание:
- Некоторые особенности прохождения теста
- Вперед во времени?
- Важен ли высокий IQ
- Что определяет наш уровень интеллекта?
- Что влияет на IQ?
- Ваш IQ выше среднего?
- Показатели уровня IQ
- Врожденные умственные способности
- Возможности интеллекта
- IQ — коэффициент интеллекта, показывающий насколько человек умен
- Что такое тесты интеллекта
Некоторые особенности прохождения теста
Стандартный тест Айзенка включает 40 заданий, на решение которых отводится 30 минут. Для их выполнения человек должен:
- обладать способностью совершать математические действия;
- обладать большим словарным запасом и в совершенстве владеть разговорным языком;
- иметь логическое мышление;
- быть наблюдательным;
- уметь выделять главное;
- обладать хорошей памятью;
- быть усидчивым и уметь концентрироваться.
Большинство задач достаточно просты, и их решение не занимает много времени. Однако, если во время тестирования какой-либо вопрос вызвал затруднение, необходимо быстро принять решение о том, стоит ли терять на него время. Чтобы снизить количество неверных ответов, необходимо внимательно и вдумчиво читать задание.
Перед тем, как приступить к прохождению теста, следует убедиться в том, что:
- вы не больны;
- у вас хорошее настроение;
- вас ничего не тревожит и не отвлекает;
- вы никуда не торопитесь;
- вы не голодны и не переели в последний прием пищи;
- вы не испытываете ощущение жара или холода.
Суть методики
В процессе тестирования испытуемый должен решить как можно большее количество заданий по арифметике, логике, пространственному мышлению. В большинстве заданий есть варианты ответов, из которых необходимо выбрать правильный. В некоторых заданиях ответ следует писать словами.
В заданиях требуется установить числовую или буквенную закономерности, выявить общие части слов, подобрать недостающую геометрическую фигуру. Задания распределены по блокам. К концу каждого блока задания усложняются. Чем больше правильных ответов человек успевает дать в отведенное время, тем большее количество баллов он набирает.
Возрастные особенности
Тестирование на интеллект следует проводить не более 2 раз в жизни. Первый раз в возрасте 10-12 лет, когда ребенок получил достаточное количество знаний для тестирования, и во взрослом возрасте, когда умственные способности достигли пика своего развития. IQ человека рассчитывается по соотношению показателя умственного развития (в баллах) к возрасту, умноженному на 100.
Вперед во времени?
Можно ли ожидать улучшений в этих цифрах? Почему бы и нет. PISA-эквивалентный IQ фиксируется в Польше и Чехии — две успешные страны, которые постепенно приближаются к западноевропейским уровням жизни и у которых мало цыган, чтобы снижать средние показатели — примерно 100 пунктов, то есть они равны среднему для ОЭСР. Поэтому эту цифру можно считать как общеславянский «генетический потолок» IQ.
Надо отметить, что вопреки «нормализировать» 1990-е, это действительно было время смуты и гуманитарная катастрофа для нашего народа. Употребление мяса упало почти вдвое даже по сравнению с неблагополучными советскими годами, мало кто мог себе позволить свежие фрукты и овощи, а употребление водки увеличилось до такой степени, что одна треть всех смертей в России стали каким-то образом связаны с алкоголем (против 4% в Финляндии, самая «алкоголизированная» страна на Западе). Эти потрясения не могли не повлиять на IQ русских, даже элементарно через такие очевидные недуги, как частота случаев фетального алкогольного синдрома.
По данным доклада OECD Skills Outlook 2013 про человеческий капитал среди взрослых работников, Россия — единственная страна вместе с Англией и США, где самое старое поколение не уступает самому молодому в письменной и вычислительной компетенции. Иначе говоря, у нас за последние полвека тупо не действовал эффект Флинна — тенденция IQ повышаться вместе с улучшениями в социально-экономических и эпидемиологических условиях жизни. В США это можно объяснить стремительным демографическим замещением белых. В Англии это сделать несколько посложнее — неудивительно, что они вырастили свой собственный гопнический класс в форме чавсов. Но так как она все-таки была сильно развитой страной полвека назад, прорыва, может быть, и не стоило ожидать — потолок достигнут достаточно рано. Но в отличие от англосаксов, в 1950/60-х СССР фактически являлся развивающейся страной, поэтому значительного улучшения в уровне IQ вполне можно было ожидать. Но увы… Самое очевидное объяснение: народ начал сильно выпивать с середины 1960-х, и все теоретические увеличения IQ благодаря эффекту Флинна были «аннулированы» массовым наводнением водки поздней советской эры.
Но сегодня Россия постепенно превращается в «нормальную» страну, по крайней мере, в социально-экономическом смысле. Смертность от алкогольных отравлений рекордно низкая, алкогольная эпидемия позднего Совка уходит в прошлое. Можно допустить, что благодаря этому Россия начала намного лучше выступать в PISA в последние годы. Оценки российского IQ на основании PISA увеличились от стабильных 95 пунктов в 2000-х до почти полного паритета со средним показателем стран-участником ОЭСР к 2015 году.
*NEW! Результаты PISA 2018 показали некое ослабление Эффекта Флинна в России; после головокружительного подъема до 98,8 пунктов в 2015 году, мы с тех пор снизились обратно до 97,3 пунктов — то есть, до уровня 2012 года. Является ли это нашим настоящим потолком? Будем надеяться, что это была аберрация.
Основываясь на данных Минобороны, Константин Сугоняев и Андрей Григорьев составили график уровня IQ по возрастным группам. По сравнению с «советскими» поколениями, средний IQ россиян увеличился на примерно 2 пункта. Это хорошо совпадает с трендами в тестах PISA. Если среди россиян 1985-1994 годов рождения (соответствующих с участниками PISA 2000-2009) средний уровень IQ составлял ~95 баллов в PISA и ~99,5 по данным Минобороны, то среди россиян 1997-2003 годов рождения (PISA 2012-2018) эти цифры повысились до ~98 по данным PISA и ~102 по данным Минобороны. То есть, улучшения вполне аналогичные, на 2-3 пункта в каждом случае, что подтверждает, что когнитивные способности молодых россиян улучшаются по сравнению с предками.
Возможно ли, что эти результаты смешаны с возрастным эффектом? В своей статье, авторы приводят результаты крупного исследования (n = 48 537), в котором наблюдалось увеличение на 7-8 пунктов в арифметических и вербальных способностях (то есть именно то, что тестировалось Минобороной) среди сорокалетних по сравнению с двадцатилетними. Тем временем, мы видим падение на 2-3 пункта между этими двумя группами по данным Минобороны. Поэтому, если что, они недооценивают Эффекта Флинна в России. Более того, отдельный анализ Сугоняева также показал, что двадцатилетние респонденты рождены в диапазоне 1992-1998 г. продемонстрировали увеличение на 0,31 пунктов с каждом годом, что на 50% превышает оценку роста, рассчитанную на общей выборке, состоящей из респондентов разного возраста.
Итак, можно смело утверждать, что в отличии от большинства стран развитого мира, Эффект Флинна все еще достаточно сильно действует на русских. ***/
Важен ли высокий IQ
Есть несколько организаций, объединяющих людей с чрезвычайно высоким IQ. Mensa International примет тех, чей результат выше, чем у 98 % населения (то есть двух человек из ста). Хотя проходить вам всё равно нужно будет не стандартный IQ-тест, а специально переработанный. Prometheus Society гораздо строже: их тесты разработаны таким образом, чтобы их мог пройти лишь один человек из 30 тысяч. Организация растёт очень медленно: в 2013 году она насчитывала лишь около 130 членов.
Сайт Mensa позволяет поучаствовать в интеллектуальном упражнении — пройти тест из 30 вопросов за час. Это не традиционный тест на IQ и не экзамен для приёма в Mensa. Вас предупреждают, что тест создан исключительно для развлекательных целей, но на основе тех вопросов и методик оценки интеллекта, что и настоящий Mensa-экзамен, которого в открытом доступе нет. Многие задания напоминают тест Айзенка, но в конце вам детально распишут методы решения вопросов и самые распространённые ошибки, допущенные вами.Каких-то необычайных достижений у членов Mensa и Prometheus нет. 68-летняя американская журналистка Мэрилин вос Савант, член Prometheus и рекордсмен Книги рекордов Гиннесса по баллам IQ с 1986 по 1989 год, ведёт колонку в журнале Parade, решает логические парадоксы, выпустила несколько книг и написала несколько пьес. Но вы могли вовсе о ней не слышать, хотя по результатам теста это самая выдающаяся женщина в истории. Последний рекордсмен книги Гиннесса, кореец Ким Ун Ён, быстро осваивал математику и иностранные языки, решал задачки на скорость в передачах местного телевидения, но к своему 51 году тоже не отметился ничем по-настоящему значимым. В 1990 году Книга рекордов Гиннесса вообще перестала включать IQ-чемпионов в свои издания, объяснив это тем, что тестов слишком много, все они дают разные результаты и определить победителя невозможно.
Хотя средний IQ и правда падает по всему развитому миру, это ни на что заметным образом не повлияло, говорит Томас Тидл, профессор университета в Копенгагене и тот самый учёный, заметивший снижение среднего IQ у датских военных. Количество научных публикаций растёт, всё больший процент людей получает высшее образование, темпы развития технологий повышаются с каждым годом, и не очень понятно, может ли вообще среднее значение IQ влиять на что-то, кроме статистики. Так что не следует придавать слишком большое значение каким-то условным цифрам.
Материал был впервые опубликован на сайте Look At Me.
Что определяет наш уровень интеллекта?
Интеллект – способность к познанию и решению задач. Интеллект включает в себя познавательные способности человека: ощущение, восприятие, память, представление, мышление, воображение.
Учёные также не установили влияние на интеллект расы или национальности. Ушаков в книге «Психология интеллекта и одарённости» приводит такие данные: темнокожие дети-сироты, воспитанные в приёмных семьях с доступом к более качественному образованию, имеют более высокие показатели IQ. Вероятно, что на интеллект в этом случае больше повлияли социальные факторы, нежели наследственные. Это подтверждают исследования близнецов с идентичным набором генов, которые приводит Стюард Ричи. Пока близнецы – дети, то их уровень IQ примерно равен, и это можно объяснить генетикой. По мере взросления дети начинают самостоятельно создавать для себя среду: кто-то проводит время за книгами и другими занятиями, кто-то слоняется без дела. Тогда при одинаковой наследственности уровень IQ перестаёт быть равным. Получается, что с возрастом мы больше контролируем свою среду. И те среды, которые мы создаём, влияют на уровень IQ.
О влиянии на интеллект внешних факторов говорят и другие факты. Средний уровень IQ выше в странах с высоким уровнем жизни. Качество питания и медицинского обслуживания, доступность образования, уровень преступности и социальные установки в обществе тоже могут влиять на уровень IQ.
Удивительно, но средний уровень IQ постепенно растёт как в мире, так и в отдельных странах. Этот процесс называют эффектом Флинна по имени учёного, который собрал данные об этих изменениях. Эффект Флинна парадоксален: средний уровень IQ растёт каждые 10 лет. Для генетических и эволюционных изменений это слишком маленький промежуток времени. Кроме того, эти данные не позволяют прочно связать интеллект с наследственностью, расой, национальностью, полом, характеристиками мозга. Получается, что люди становятся «умнее» по разным причинам, а уровень интеллекта не зависит от чего-то конкретного.
Что влияет на IQ?
Вы думаете, что IQ даровано природой раз и навсегда? В какой-то степени это так, но факторов, влияющих на него – огромное множество! Это и наследственность, и режим питания, экология, методы воспитания.
Результаты теста, повторяем, неоднозначны. Одно известно точно – показатель IQ не определяет судьбу. Что дает айкью тест? Лишь знание своего показалеля IQ. Можно быть успешным человеком с IQ меньше 60 и неудачником с интеллектуальным коэффициентом более 130. Или такой пример. IQ Арнольда Шварценеггера – 135, Сильвестра Сталлоне – всего 54. А кто круче – до сих пор не понятно.
Шварценеггер-Сталлоне
Сегодня мы узнали, что такое iq человека. Узнавайте свой показатель iq, но не делайте поспешных выводов! И не забывайте, строгий преподаватель и пробелы в знаниях могут создать проблемы любому студенту, независимо от уровня IQ. В таких случаях, обращайтесь к , которые всегда стоят на страже Вашей репутации.
В пятидесятых IQ-тест приобрел в Европе бешеную популярность, а его автор стал знаменитостью. Интеллектом мерились все: и в офисах, и в дружеском кругу. Выражение вроде: «У него низкий IQ» стало эвфемизмом характеристики: «Он дурак». Что, кстати, от истины далековато. Ведь интеллект определяется как совокупность познавательных способностей человека, которые свидетельствуют о его уровне мышления и способности решать сложные задачи
Поэтому задачей тестов на интеллект является выявить, какой тип мышления наиболее развит у человека – образный, логический, вербальный, и т д., а также оценить его память, уровень развития, внимание
Ваш IQ выше среднего?
Это тест на логику, который включает 12 вопросов на определение лишней картинки, продолжение последовательности, расшифровку анаграмм, выбор лишнего слова по смыслу. Пройти его можно за 5–10 минут.
Особенность этого теста в том, что вы сразу же видите, когда вы дали неправильный ответ. И еще одна особенность – чтобы знать все-таки правильный ответ и пояснения, вам сразу же его выделяют зеленым фоном, а неправильный – красным. Особенно мне понравился вопрос про мордашки .
После завершения теста вы увидите свой уровень IQ: низкий, средний или высокий. Ну же, не теряйте времени – приступайте к выполнению интересных заданий!
Показатели уровня IQ
О чем говорит полученный результат.
- Уровень IQ выше 140 баллов. Считается, что люди с таким уровнем интеллекта обладают прекрасными творческими способностями, а также способы двигать вперед науку, изобретая новые теории. Всего 0,2% населения обладают таким высоким интеллектом. Например, Стивен Уильям Хокинг или Билл Гейтс.
- Уровень IQ от 131 до 140 баллов. Умственным развитием в таком диапазоне может похвастаться лишь 3% населения. Такие люди могут быть отличными менеджерами, профессионально разбираться в определенных областях, из них могут получиться незаурядные ученые и исследователи. К таким личностям относятся Арнольд Шварценеггер и Николь Кидман.
- Высокий уровень интеллекта — от 121 до 130 баллов. Значение такого IQ присуще немногим людям — 6% населения. Людям, чей интеллект находится в диапазоне 121−130 баллов, легко окончить ВУЗ и устроиться на высокооплачиваемую работу, а в творческих или менеджерских профессиональных отраслях они могут добиться отличных результатов.
- IQ от 111 до 120 баллов. Значение, варьирующееся в области 111−120 баллов, говорит об уровне интеллекта выше среднего. Таким людям учиться в ВУЗе достаточно просто, а если они обладают такими качествами, как целенаправленность и трудолюбие, то смогут найти отличное рабочее место. Этим уровнем интеллекта обладают 12% населения.
- Средний уровень IQ — 101−110 баллов. Подавляющее большинство составляют люди, которые имеют средний уровень умственного развития. Это 25% численности населения. Таким людям сложнее окончить ВУЗ, но при достаточной усидчивости и трудолюбии они найдут себе хорошее рабочее место.
- 91−100 баллов. Такое же количество людей имеют IQ от 91 до 100 баллов. Успешно сдав итоговые экзамены, такие люди успешно смогут трудоустроиться в среднем менеджменте.
- 81−90 баллов — значение ниже среднего. 10% населения обладают интеллектом ниже среднего. Окончив школу, такие люди могут успешно устроиться на работу, связанную с физическим трудом.
- 71−80 баллов — меньшая степень умственной отсталости. Этим людям (10% населения) сложнее окончить школу.
- 51−70 баллов — легкая форма умственного отклонения (дебилизм). Такие люди (7% населения) могут окончить специализированную школу для умственно отсталых.
- От 20 до 50 баллов. Это слабоумие. Люди с таким отклонением не способны обучаться, но могут позаботиться о себе.
- IQ до 20 баллов — идиотизм. Люди, страдающие идиотизмом, не подлежат обучению и воспитанию, чаще всего находятся на попечении и не могут самостоятельно о себе позаботиться. Тяжелая форма умственной отсталости, при которой индивид находится в собственном иллюзорном мире и не способен воспринимать окружение. Это 0,2% населения.
Врожденные умственные способности
Многие ученые сходятся во мнении, что генетическая наследственность определенно имеет значительное влияние на последующее развитие ребенка и на его интеллектуальные способности. В этом направлении с девяностых годов начали проводить много исследований, разделяя и анализируя различные группы испытуемых по возрастам, наследственным факторам, условиям воспитания и другим показателям. Помогут ли человеку тренажеры для ума, если у него плохая наследственность и нет предпосылок к эффективной интеллектуальной деятельности?
Прямое влияние наследственности
Для изучения данного вопроса рассматривались показатели, полученные у детей, как из обычных семей, так и приемных семей, где ребенок имеет неблагополучных биологических родителей. Различные тесты в разные периоды времени показали зависимость наследственности от 40 до 80 %. Что является очень весомым показателем, при условии, что влияние на коэффициент интеллекта имело именно генетическое наследство, а не психологические причины, связанные с пониманием неполноценности своего положения в семье или социуме.
По данным отдельных наблюдений, большинство приемных детей, чьи биологические родители имели проблемы с законом, в последствии, более склонны к преступности. Однако не существует достаточно объективного метода доказать, что дело именно в генетической информации, переданной от биологических родителей, и с высокой долей достоверности можно только констатировать факт статистики. Причинами же такого явления могут быть не только генетические факторы, но и проблемы с собственным позиционированием, как в социальном окружении, так и в новой семье, чувство собственной потерянности и глубокая обида на биологических родителей или чувство необоснованной собственной вины з происшедшее.
Выделение отдельных генов умственного развития
Предыдущие заявления о влиянии наследственности на IQ подвигли ученых к поискам отдельного гена или их совокупности, которые на прямую могли бы указывать на высокий коэффициент умственного потенциала. Однако годы, проведенные в поисках и расшифровке генетической информации не дали ощутимых результатов и на данный момент отследить интеллектуальный потенциал по генетическому тесту все еще не возможно.
Подобные данные могут свидетельствовать о ложном приписывании генетике такого важного значения в дальнейшем развитии ребенка однако, несмотря на такие показатели, много ученных до сих пор придерживаются теории о наследственности выдающихся интеллектуальных способностей
Условия жизни и воспитание
На сколько, так званая «среда обитания» влияет на показатели IQ у ребенка? Исследовав этот вопрос, группа ученых обнаружила зависимость в пределах 10% от условий питания и жизни младенца. Так, употребление кормящей мамой рыбных продуктов и грудное вскармливание ребенка в целом, дают ему преимущество над сверстниками, и его мозговая деятельность имеет потенциал несколько выше среднего в данной группе. Однако, к совершеннолетию, эта разница нивелируется и к этому периоду имеет значение то, как занимался человек собственным развитием, а не то в каких социально-экономических условиях жил в детстве.
Возможности интеллекта
Ученые считают, что человек неполноценно использует весь потенциал своих физиологических возможностей. Интеллект — это свойство, которое при желании можно развить до очень высокого уровня. Постоянные тренировки ума обязательно дадут результаты. Верхнего предела уровня интеллекта просто не существует.
Некоторые считают, что нужно родиться со способностью, чтобы в будущем она могла развиваться. Это не совсем верно
Художник или музыкант живет в каждом из нас, но не каждый обращает на это внимание. Все дело в жизненных интересах. У кого-то есть большое желание заниматься изобразительным искусством, но нет таланта
В процессе обучения появляются способности, которые позволяют создавать шедевры искусства
У кого-то есть большое желание заниматься изобразительным искусством, но нет таланта. В процессе обучения появляются способности, которые позволяют создавать шедевры искусства.
IQ — коэффициент интеллекта, показывающий насколько человек умен
После замера коэффициента интеллекта у разных людей на протяжении многих лет, выяснилось, что он распределяется с пиком ровно посередине. Т.е. больше всего людей со средним уровнем интеллекта, а гениальных и умственно отсталых примерно поровну.
Уровень IQ выше 140 примерно у 0.5%, т.е. 1 человека из 200, их называют гениями. IQ — коэффициент интеллекта, расчитывается в баллах. Их высчитывают на основании тестов так, чтобы количество баллов от 90 до 110 баллов являлось нормой для абсолютного большинства населения Земли (50%). По 25 % насления Земного шара имеют IQ ниже 90 и выше 110 баллов. Значение IQ менее 70 часто квалифицируется как умственная отсталость (2,5%). Набравшие IQ 115-125 обладают уровнем интеллекта выше нормы, 125-135 — высоким уровнем интеллекта, более 135 — гениальны.
Нормальное распределение людей по коэффициенту интеллекта IQ
Описание ума человека, в зависимости от его IQ
КИ (IQ) | Описание | % от общего |
IQ выше 140 | Гениальность, глубоко одаренный интеллектом человек. Абсолютный талант для научной деятельности, бизнеса и искусства. Задает направления в развитии остальных людей. | 0,2 % |
IQ до 139 | Уникально высокий интеллект, одаренный интеллектом человек. Уникальные интеллектуальные способности позволят легко добиться успехов в бизнесе или развитии науки. | 2,8 % |
IQ до 129 | Высокий интеллект. С легкостью окончит высшее учебное заведение, сможет стать ученым, добьется высокого карьерного роста. | 8% |
IQ до 119 | Интеллект выше среднего. Сможет закончить институт. Сможет работать на высоких карьерных должностях. | 14% |
IQ до 109 | Средний интеллект. С трудом закончит институт. Усердностью и терпеливостью может занять высокооплачиваемую и престижную позицию на работе. | 25% |
IQ до 100 | Средний интеллект. Может закончить среднюю школу, в дальнейшем сможет освоить профессии средней сложности. | 25% |
IQ до 89 | Пограничная умственная отсталость. Интеллект ниже среднего. Может закончить среднюю школу и освоить простые профессии. | 14% |
IQ до 79 | Низкая степень слабоумия. С проблемами может учиться в начальной школе. Успешно обучается в специализированной школе для детей с проблемами в развитии. | 8,5% |
IQ до 69 | Умеренная и легкая умственная отсталость. Дебилизм. Иногда трудоспособен. | 1,9 % |
IQ до 39 | Тяжелая умственная отсталость. Имбецил. Максимум, что способен такой человек — обслужить себя самого. | 0,5 % |
IQ до 24 | Глубокая умственная отсталость. Идиотизм. Самая тяжелая степень олигофрении. Человек не может разговаривать и обслуживать себя самостоятельно. | 0,1 % |
IQ влияет на успех в жизни, но его недостаточно
Большинство исследователей полагает, что в целом среднее развитие интеллекта примерно одинаково у мужчин и женщин. В то же время у мужчин более выражен разброс: среди них больше как очень умных, так и очень глупых; то есть среди людей с очень высоким или очень низким интеллектом больше мужчин.
Недостаточно сытное питание в детском возрасте может плохо повлиять на умственного развитие человека. Его IQ может необратимо уменьшиться. Проводимые в разных странах исследования доказали, что интеллектуальные способности и производительность труда прямо связаны. Больший IQ сотрудника означает большую производительность его работы.
Тем не менее, многие факторы оказывают влияние на исходный показатель интеллекта человека. Например, люди с невысоким коэффициентом интеллекта могут добиться больших жизненных успехов за счет эмоционального интеллекта (актеры, музыканты) и жизненной мотивации. Именно этим объясняется жизненный успех Сильвестра Сталлоне, имеющего IQ всего 54 балла. Тем не менее, даже многие женщины артистки имеют высокий IQ. Например, IQ Кейт Бэйкинсейл — 160.
Что такое тесты интеллекта
Интерес к возможности оценить свои умственные способности и сравнить их с дарованиями других людей существовал давно. Но всерьез изучением интеллекта занялись только в начале XX века в связи с развитием практической психологии. С другой стороны, потребность диагностировать способности к мыслительной деятельности связана с развитием общества, с усложнением производства и соответственно с необходимостью улучшить систему образования. Именно эта сфера долгое время стимулировала разработку тестов интеллекта. Методики, ориентированные на взрослых, появились только в 30-40 годах.
Самый первый тест интеллекта был составлен Альфредом Бине по заказу Министерства образования Франции для диагностики умственного развития детей. С тех пор тесты дополнялись, многократно перерабатывались, изменялись задания, появлялись новые версии, в том числе и для взрослых. Но форма их не изменилась.
Тест представляет собой несколько субтестов — блоков заданий. Количество их разное и зависит от возраста:
- В тесте Бине 4-летние дети должны были выполнить 4 упражнения, 6-летние – 6.
- Современный тест для взрослых, разработанный отечественным психологом В. Н. Бузиным, даже в кратком варианте содержит 50 заданий.
Субтесты составляются на основе серьезных исследований больших возрастных групп и включают в себя упражнения, которые смогли выполнить 80-90 % испытуемых. По содержанию задания в разных тестах различные, чтобы невозможно было к ним заранее подготовиться. Чем-то они напоминают школьные контрольные работы. И так же, как контрольные, содержат вопросы для проверки. Но тесты интеллекта проверяют комплекс качеств личности, связанных с эффективностью и уровнем мышления. Например, с помощью полного теста Векслера можно оценить следующие способности:
- осведомленность (30 вопросов из разных областей жизни и науки);
- способность делать умозаключения и правильные выводы (14 вопросов);
- понимание смысла математических задач, умение оперировать цифрами и делать арифметические вычисления (16 заданий);
- логика: умение анализировать, сравнивать понятия, находить между ними сходства и различия (16 заданий);
- объем и осмысленность словарного запаса, умение понимать смысл абстрактных категорий (требуется дать определение 40 понятиям);
- уровень внимания, кратковременной и оперативной памяти, для чего требуется воспроизвести по памяти ряд цифр и знаков;
- невербальный интеллект: диагностируется наглядно-действенное и образное мышление, память, перцептивные способности (способности восприятия картинок, объектов и т. д.), аналитико-синтетические и пространственные способности;
- способность к кодированию информации.
В настоящее время существует много разных подходов к диагностике уровня интеллекта, но чаще всего используются многократно переработанные и усовершенствованные тесты Бине, целью которых является выяснение коэффициента интеллекта IQ.