Виды интеллекта

Советы

Итак, мы с вами определились, что давать мозгу отдых нужно только во время сна, в остальное время его нужно больше нагружать разными задачами. Рассмотрим, как можно развить свой IQ.

Будите свою логику

Логическое мышление – важная составляющая интеллекта. Поэтому нужно не давать логике засыпать в повседневной суете. Для этого решайте логические загадки. Есть множество книг для развития логики начиная с 3-летнего возраста. Тренируйтесь сами и со своими детьми, решая интересные задания.

Запоминайте и не забывайте

Иначе говоря, старайтесь тренировать свою память – это лучший способ повысить свои интеллектуальные способности. Для этого ищите задания на запоминание расположения фигур, точек, слов и словосочетаний. Затем проверяйте себя сразу, через определенное время. Есть и другие способы развития памяти.

Общайтесь, отвечая на сложные вопросы

В формулировании ответов на сложные вопросы вы развиваете аналитику. Например, среди своих единомышленников вы можете организовать дискуссию на тему “зачем людям 2 глаза” или “как начать бизнес с маленьким капиталом”. Многие считают это пустой болтовней, но, как показывает практика, в такой болтовне люди находят много полезного и все-таки действительно начинают бизнес с нуля!

Полюбите математику

Вот что действительно помогает развивать IQ, так это занятия математикой. сопоставление чисел, понимание цифровых комбинаций, решение различных задач развивает стратегию, аналитику и логику.

Существует очень много правил математики, которые действуют в повседневной жизни, но мы о них и не догадываемся. Например, правило “оптимальной остановки” применимо, когда нужно сделать выбор из нескольких величин (предметов, человек и т. д.). По этому правилу следует сразу рассмотреть 36,8 % представленных величин, отвергнуть их и выбрать первый, который покажется лучше отвергнутых.

Математика для развития интеллекта

Игра на музыкальном инструменте

Проводилось множество исследований на тему, как музыка воздействует на мозг и развивает интеллект. Помимо того, что человек, который слушает и воспроизводит классическую музыку, становится добрым и спокойным, он еще и развивается.

IQ развивает не прослушивание музыки, а именно игра на инструменте. Особенно на таких инструментах, как фортепиано, скрипка, гитара, аккордеон, бандура и других, где руки выполняют разные движения.

Креативьте

Творческое, креативное мышление сейчас в цене. Старайтесь к решению разных задач подходить креативно. Например, при принятии решения нарисуйте проблему, изучите каждую закорючку и запишите все ассоциации, которые у вас возникают. Затем сопоставьте все слова, найдите решение, новый подход к проблеме.

Этот метод не новый. Так действовал еще Леонардо да Винчи. Именно он начал так делать зарисовки своих всемирно известных работ.

Начинайте учить иностранные языки

Это нужно делать не только, чтобы быть образованным, но также чтобы развивать свой мозг и интеллект. Читайте книги на иностранном языке, старайтесь разговаривать самыми простыми фразами. Идеально, если найдете носителя языка.

Банально просто – высыпайтесь

Давно известно, что для хорошей работы мозга ему нужно отдыхать, иметь время для переработки информации. Исследования головного мозга показали, что в фазе медленного сна орган осваивает задачи фактической памяти: даты, определения и другие учебные вопросы. В фазе быстрого сна мозг осваивает действия человека, поведения, отложенные в памяти.

Эти способы помогут легко развивать IQ, если вы зададитесь целью. Поэтому не теряйте времени и приступайте к улучшению когнитивных способностей!

AI

Колоссальное отличие искусственного интеллекта (AI, artificial intelligence) заключается в том, что он изначально запрограммирован на определенные действия. В него заложен алгоритм, благодаря которому он выполняет те или иные функции. Например, нейросети — разновидность ИИ — могут создавать шедевры искусства: картины, музыку, литературные произведения. Но в них изначально заложена база знаний, на которые они опираются. Они с молниеносной скоростью обрабатывают огромные объемы информации для этого. Делает ли это искусственный интеллект умнее человека? Давайте посмотрим на неоспоримые преимущества AI:

  1. У него абсолютная память. Человек может что-то забыть, машина же — нет, она извлекает всю имеющуюся у нее информацию при необходимости.
  2. Он не может допустить ошибку по невнимательности или из-за усталости. Если алгоритмом заложено выполнять вычислительные операции, то ИИ будет это делать сколько потребуется.
  3. На него не влияют эмоции. В отличие от человека, машина не поддается манипуляциям и уловкам, она строго следует инструкциям вне зависимости от обстоятельств. Здесь может скрываться и опасность, поскольку эти действия могут быть, например, неэтичными — все зависит от того, как ее запрограммировать.
  4. Он дает все возможные прогнозы. Компьютер в состоянии просчитать абсолютно все варианты развития событий.

Можно ли развить свой интеллект

Ответ на этот вопрос вызывает массу споров и рассуждений. Кто-то считает, что интеллект является врожденным качеством человека, не поддается тренировке и развитию. Отчасти информация правдива. Но она касается только тех, кто по некоторым причинам имеет определенный барьер. Это люди, страдающие умственной отсталостью, малоумием и другими подобными расстройствами.

По мнению нейробиологов, развитие ума и интеллекта все же возможно. Исследования показали, что головной мозг – это пластичная субстанция, которая при определенных действиях меняет физические размеры. Поэтому даже умным людям есть к чему стремиться.

В истории человечества были личности, которым повезло больше, чем другим. Они оказались гениальными учеными. Их мозг и, следовательно, интеллект работал в полную силу, не требовал каких-то упражнений для развития. Наглядный пример – великие физики, среди которых Эйнштейн, Кюри. Однако эти случаи единичны. Поэтому каждому человеку нужно задуматься, как улучшить интеллектуальные способности.

Формирование умственных способностей

  • Научите ребёнка любви к чтению. Поощряете его, радуйтесь каждой маленькой победе, читайте сами и останавливайтесь на интересном месте, чтобы он сам хотел дочитать. Пожалуй, это одна из важнейших задач родителей – утвердить ребёнка-дошкольника в мысли, что читать и думать – это желанный плод. Это приятно, интересно, познавательно, увлекательно, перспективно.
  • Ставя перед ребёнком задачи, дозируйте их сложность. То, что легко получается, развития не даёт. Формирование умственных способностей предполагает некоторые трудности выполнения. Но слишком сложная задача скорее отвратит и испугает. Нужно опираться на рекомендации специалистов, разрабатывающих развивающие задания для каждого возраста и, конечно, на индивидуальные особенности ребёнка.
  • Прибегая к поощрениям в виде похвалы, делайте это по окончании выполнения ребёнком задания, и не «в общем», а конкретно указывая то или иное достижение. Каждое достижение, даже малое, можно заметить и поощрить. Иногда ребёнка нужно и поругать, но не за то, что не получается, а за недостаточную самодисциплину – например, за не полностью выполненное задание, за то, что не убрал после себя и за подобные промахи, то есть за неорганизованность.
  • Заботясь об увлечениях ребёнка, не мешайте ему их менять. Однако есть один нюанс: начатое нужно довести до ближайшего логического конца, например, следует завершить уже начатый рисунок, гербарий или другую работу.

Очень желательно:

  • найти совместное интеллектуальное увлечение;
  • найти кружок, в котором собираются дети, увлечённые умственной деятельностью, и приобщить к нему своего ребёнка;
  • отдавая ребёнка в младшую школу, позаботиться прежде всего не столько о знаниях, сколько о благоприятной для развития среде. В старших классах преподаваемый уровень знаний будет действительно важен, но для малышей важней место, где прививают любовь к знаниям, где дети найдут так необходимые им на этом этапе любовь, терпение, понимание, поддержку и занятия по интересам, то есть выбор кружков и факультативов помимо школьной программы.

Хочется ещё добавить несколько советов, способствующих повышению умственных способностей, предназначенных для взрослых:

Не зацикливайтесь ни на механической однообразной работе, ни на отдыхе от неё. Выход – найти увлечения, занятия, требующие углублять познания, стимулирующие стремление узнать что-то новое, развиваться, раскрывать заложенный потенциал.
Стремитесь найти увлечение и увлечённых людей, найти своё любимое дело, раскрыть в себе творческие способности и получать удовольствие от своих больших и маленьких достижений.
Кислород, Питание, Движение – если в Вашей жизни этого будет достаточно, то и Ваш КПД (коэффициент полезного действия) будет значительно выше, чем у малоподвижного, беспорядочно питающегося человека. Физическое состояние всегда связано с душевным. Да, телу (и в первую очередь мозгу, а значит, и вашим умственным способностям) нужны и движение, и витамины, и микроэлементы, и кислород

Тогда будут и хорошее самочувствие, и гормоны радости, и мозговая активность, и высокая работоспособность, и продуктивность.
Полюбите головоломки, посильные задачи, которые чуть превышают возможности (в точности, как у детей), чтение литературы, отвечающей Вашим интересам и специальные компьютерные программы, улучшающие работу мозга, развивающие память, внимание, мышление и восприятие. Например, тренировать память, внимание, мышление и восприятие можно с помощью развивающих игровых тренажёров для мозга онлайн .

Интеллект.

Мозг человека является главным органом с помощью которого мы осознаем окружающую нас обстановку и взаимодействуем с этим миром. Все наше поведение обуславливается процессами происходящими именно в нашей голове. Вся информация получаемая через органы чувств, так же обрабатывается и запоминается мозгом, и откладывается в дальние уголки нашей памяти

На протяжении всей истории человечества, людям всегда было важно знать насколько высок интеллект того или иного человека. Но методы оценки интеллектуальных способностей начали появляться только в середине 20-го века

Интеллект — это способности личности

В попытках измерить уровень развития мозга немецко-британский учёный-психолог Ганс Айзенк в 50-е годы прошлого столетия придумал концепцию IQ тестирования и начал применять ее на практике. И, надо отдать должное, этот метод популярен и по сей день. Однако суть тестирования Айзенка сводится к выявлению у человека логического мышления и аналитических способностей. И многие ученые были не согласны с таким однобоким подходом к выявлению интеллектуальных возможностей человека. Одним из таких ученых стал Говард Гарднер — профессор Гарвадского университета, который предложил не сводить всех людей под один стандарт, а считать что все люди умны по своему, и на основе этого постулата разработал теорию «множественного интеллекта».

Он выделил девять типов интеллекта, которые влияют на то, как мы работаем с информацией. Его теория объясняет, почему все по-разному справляются с одинаковыми задачами.

Так или иначе, споры в мировом научном сообществе в части исследования функциональной асимметрии полушарий мозга человека не утихают и по сей день, и консенсусом в этом вопросе даже и не пахнет) Тем не менее, теория Гарднера выглядит очень внушительно, и она заняла достойное место в умах любознательных людей, не вытеснив при этом и теорию Айзенка, про которую сказано и написано горы статей, поэтому речь в нашей статье пойдет именно о «теории множественного интеллекта»

Телесно-кинетический

Для детей с таким типом интеллекта главным способом выражать свои чувства становится собственное тело. Они любят танцевать, заниматься спортом, мастерить разные предметы, выступать перед другими людьми. Такие увлечения позволяют получить максимально крепкое здоровье и добиться успеха во многих сферах. У детей также может существовать особенность характера, выражающаяся в ярком желании соперничать.

Любимое дело они могут найти в следующих профессиях:

  • Танцор;
  • Киноактер;
  • Артист;
  • Спортсмен;
  • Автомеханик;
  • Врач-хирург;
  • Скульптор.

Главной формой обучения для таких школьников должны стать спортивные секции. Именно они принесут самые лучшие результаты. Также можно отправить ребенка в другие кружки, где он сможет задействовать свои навыки.

IQ

Умственный интеллект человека, IQ (intelligence quotient) — это совокупность накопленных знаний, умение их правильно применять, а также широта кругозора, умение находить логические решения. Все тесты, направленные на определение коэффициента интеллекта, сопоставляют его с возрастом человека, поскольку интеллект постоянно развивается. Развитие умственных способностей напрямую зависит от когнитивных функций головного мозга — внимания, памяти, мышления, восприятия. Кроме того, человеку присущ определенный уровень эмоционального интеллекта — это умение определять подтексты, скрытые смыслы, манипуляции со стороны собеседника благодаря считыванию его эмоций, мимики, жестов, позы. Интеллект человека развивается в социуме, когда мы взаимодействуем с другими людьми, обмениваемся опытом, перенимаем культурные традиции.

Какие существуют виды интеллекта

В вопросе умственных способностей нужно отметить, что интеллект у каждого свой, так как существует ряд его разновидностей. Их, кстати, можно выделить еще с детских лет по манере общения, интересам ребенка, его увлечениям, размышлениям, рассуждениям.

  1. Аналитический. Умение анализировать, сопоставлять, сравнивать информацию, разделять её на логические блоки, выявлять взаимосвязь.
  2. Логический. Человек способен на рассуждение, мышление и анализ, не нарушая формальную логику. Такой тип обладает умением делать логические, верные выводы в соответствующей последовательности.
  3. Критический. Получая информацию, человек подвергает её критике, оценке и легко отсеивает все лишнее, ненужное, неправильное. Так складывается закономерное, чистое мнение.
  4. Дедуктивный. Человек выуживает отдельную, нужную информацию из общего объема, потока и отлично может её сформулировать. Такой тип умеет обобщить, находить закономерности во взаимосвязи разной информации и группировать в одно единое.
  5. Прогностический. Талант планировать, предупреждать, формировать в мыслях будущие события и в то же время удерживать в голове различные варианты решения той или иной задачи.
  6. Абстрактное мышление. Человек может вникнуть в сложнейшие абстрактные процессы, чаще это касается математических, философских задач. Это гениальные личности, способные удерживать в своей голове сложнейшие математические формулы, процессы. Они могут быстро сосчитать сложение, умножение и деление миллиардов за считанные секунды.
  7. Образное мышление. Человек умеет сопоставлять различные по значимости вещи из разных наук, быстро подводить их к общему знаменателю. Люди способны создавать, формулировать разного рода метафоры, расшифровывать сложные идеи и снижать их до упрощенного уровня для более легкого понимания.
  8. Умение концентрироваться. Данный момент скорее относится к тем, кто обладает большой волей и дисциплиной, хотя без интеллекта вряд ли это было бы возможным.

Человеческий рассудок также обладает определенными свойствами:

  1. Логика архитектуры: у каждого разная степень упорядоченности его мышления. Кто-то рассуждает трезво, все мысли в «порядке», а у других разум хаотичный, несвязный, сумбурный.
  2. Широта, глубина человеческого ума: от данного момента зависит уровень «умности» человека. Если он способен более широко и глубже обхватить вопрос, задачу, объект мышления, значит он более умный.
  3. Скорость выполнения мыслительных операций. Здесь, пожалуй, все понятно. Чем быстрее человек соображает, тем у него выше скорость мышления.
  4. Автономия мышления. Некоторые лица могут отлично соображать вне зависимости от воздействия внешних помех, факторов. Они всегда спокойны, особенно в тот момент, когда нужно принять верное решение, создать идею и воплотить её в жизнь.
  5. Отличная оперативка: речь идет о нашей памяти. Чем она лучше, тем больше информации мы можем держать в своей голове и в нужное время воспользоваться ею. Люди с хорошей памятью могут читать наизусть поэмы, пересказывать книги, умножать в голове миллиарды, делить их, формулировать формулы.

Интеллект — структура

Для начала, давайте определимся, — что же такое интеллект? Интеллектом называют способности человека узнавать что-то новое, учиться и развиваться накапливая опыт, а также умение достигать поставленных целей, решая на своем пути задачи тем или иным способом. Интеллект объединяет в себе следующие виды познания:

Виды познания

  1. Восприятие — целостная оценка любых проявлений окружающего мира;
  2. Память — запоминание, хранение и вспоминание информации;
  3. Мышление — формирование представлений, понятий и суждений;
  4. Ощущение — анализ и оценка воздействия раздражителей (как позитивных так и негативных) на органы чувств;
  5. Воображение — создание образов, их контроль, формирование выводов.

Качества интеллекта

Интеллект человека имеет несколько качеств или составляющих:

  1. Желание узнавать что-либо новое (любопытство);
  2. Возможность отсеивать главное от второстепенного (глубина разума);
  3. Умение использовать накопленные знания и опыт (подвижность разума);
  4. Способность выявлять взаимосвязи, приходить к различным выводам по цепочке размышлений (логика);
  5. Умение аргументировать (доказательность);
  6. Способность адекватно оценивать себя и окружающий мир (критичность);
  7. Умение оценивать проблему глобально (широта мышления).

Кинестетический (телесный)

Люди с таким типом мышления ощущают мир телом и могут обучаться с его помощью. Оно помогает им выразить свои мысли или отношение к предмету. Индивидуумы с кинестетическим интеллектом много двигаются, занимаются спортом, танцами, единоборствами. Они не могут сидеть на месте длительное время, им постоянно нужно что-то делать.

Прекрасно чувствуют пространство и предметы вокруг себя, ощущают время. Выделяются великолепной физической формой, активно используют пространственное мышление.

Лучшие профессии:

  • спортсмен;
  • врач-хирург;
  • хореограф;
  • танцор;
  • дирижер;
  • военный;
  • артист.

Поговорим о степенях умственной отсталости

Они различаются повреждением головного мозга:

Идиотия. Тяжелая форма. Характеризуется глубинной травмой коры головного мозга, что влечет серьезные нарушения в психологическом и физиологическом развитии. Среди больных бывают такие люди, что неспособны к передвижению, а также не могут сидеть. Требуют за собой постоянного ухода;
Имбецильность. Средняя степень заболевания. Различают легкую и выразительную форму. Вторая тяжелая, выражается, даже в отсутствие паралича, слаборазвитой двигательной функцией. Дети не способны прыгать и бегать, и, вообще, испытывают затруднения в переключении движений. Могут не работать руки и пальцы, что ограничивает их в формировании навыков самостоятельного обслуживания. Очень плохая память. Легкая форма позволяет развить образное мышление и примитивное наглядное. В состоянии овладеть простыми навыками самообслуживания. Их можно научить писать и считать, а также подготовить к предстоящей трудовой деятельности. Не могут жить и функционировать самостоятельно. Но имеют способность к физической активности, контакту с окружающими, участию в общественных мероприятиях, организованных педагогами. Могут трудиться под присмотром;
Дебильность. Это легкая форма отсталости. Деток с таким диагнозом, возможно, научить правильно, говорить, выстраивать грамотно предложения. Хорошо поддаются обучению письму. Но допускают при этом очень много ошибок. Ограниченные возможности памяти

У них можно развить произвольное внимание, а также элементарное логическое и образное мышление.

Необходимо вовремя распознать симптомы задержки умственного развития. Как правило, это заметно, ребенок выглядит незрелым на фоне сверстников, его поведение и способность овладения знаниями слабо выражена.

В раннем детстве признаки также явно выражены. Это когда ребенок не заинтересован в познании окружающего мира, не играет. Поздно начинает говорить, при этом замедлено речевое и двигательное развитие. Это явные физические несоответствия, большая голова, неправильная форма черепа и др.

Детки, имеющие значительные нарушения умственного развития, обучаются в специальных реабилитационных центрах

Очень важно родителям продолжать заниматься с ними и дома. С легкими формами нарушения можно учиться в средней образовательной школе

Здесь важна поддержка семьи, педагогов и класса.

Характеристики интеллекта и смежные способности

Развитое мышление Homo sapiens позволило ему отделится от остального животного мира и занять доминирующую позицию на всей планете. При этом стоит отметить, что влияние интеллекта человека совершенно точно выходит за пределы его собственной жизни, то есть оказывает посмертное влияние на существование будущих поколений. Разумеется, данное качество должно в равной мере сочетаться и с другими способностями индивида, иначе оно не будет иметь столь весомого значения, например, без навыков познания, обучения и логического мышления. Также требуется уметь анализировать информацию для ее последующей систематизации, классифицировать применимость данных в различных отношениях, находить определенные связи, различия, и закономерности, а также ассоциировать полученные сведения с какими-либо другими и аналогичными.

Всего можно выделить семь основных параметров, по которым можно охарактеризовать уровень развития интеллекта у определенного человека.

  1. Широта мышления. Под ней понимается способность индивида охватывать рассматриваемый вопрос полностью без потери исходных вводных данных о нем. Также в данный параметр входит возможность видения вариативности решения конкретно поставленной задачи.
  2. Любопытство. Стремление человека к разностороннему познанию того или иного изучаемого им явления в определенных существенных отношениях. Без развития данного качества становится сама по себе затруднительна какая-либо познавательная деятельность.
  3. Критичность мышления. Необходимое умение для строгого оценивания результатов собственной интеллектуальной деятельности. Выражается в способности подвергать свои суждения критической оценке, отбрасывать неправильные решения, прекращать выполнение ненужных действий при их противоречивости относительно поставленной задачи.
  4. Глубина ума. Основным назначением данной характеристики является возможность отделения главного от второстепенного, значимого от всего прочего, а также различать понятия необходимого и случайного.
  5. Доказательность мышления. Достаточно значимая черта, благодаря которой человек способен в нужный момент находить правильные факты, закономерности и аргументы, которые могли бы убедить других людей в правильности выводов и суждений индивида.
  6. Логичность мышления. Умение расставить все факты и суждения в определенной строгой последовательности, учесть все стороны и характеристики рассматриваемого объекта, проследить каждую вероятную взаимосвязь.
  7. Подвижность и гибкость ума. Способность к наиболее широкому применению имеющегося опыта, оперативное исследование и установление связей и взаимоотношений между новыми предметами, а также способность к преодолению шаблонность и стереотипность мышления.

Развитие интеллекта у человека

Уровень интеллекта у каждого человека зависит в основном от врожденных качеств. На развитие ребенка и его мышления огромное влияние оказывает его семья и окружение. Именно с детства закладывается основная “база”. Бывает часто, что взрослые могут жить “бездумно”, и естественно это будет передаваться детям, так как ребенок полностью копирует тех, кто его окружает постоянно. Жить бездумно — вот как называется феномен выключенного интеллекта. Ребенка надо развивать с самого детства, учить его мыслить, рассуждать и думать. Он — будущий человек, который должен уметь адаптироваться в различных ситуациях. Интеллект уже с детства разделяется на два вида:

  • Социальный. Это так называемая способность человека понимать окружающих его людей, их поведение, мысли, чувства. Это необходимо для адаптации в обществе, успешному взаимодействию с другими людьми.
  • Эмоциональный. Это тот интеллект, который помогает человеку понимать самого себя, свои мысли, эмоции, чувства.


Рис. 2. Виды интеллекта

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector