Что такое мышление в психологии?
Содержание:
- Виды мышления
- Мыслительные операции
- Определяем аналитический склад ума
- Статичность против роста: два образа мышления
- Характеристика видов мышления
- Мыслительные операции
- Что такое мышление и его функции
- Классификация
- В чем разница между гуманитарием и технарем?
- Что такое мышление
- Реакция на окружающие обстоятельства
- Виды тренировок
Виды мышления
Существует несколько разновидностей мышления. Каждая из них ассоциируется с определенным уровнем осознания реальности при различной степени абстрагирования.
Наглядно-действенное
Познание при помощи манипулирования предметами: реализация этого уровня осмысления действительности не уходит далеко от практики, учитывая то, что человек словно «помогает себе действиями». Уровень мышления характерный для трехлетнего возраста. Чтобы увидеть отличия предметов, ребенок прикладывает их друг ко другу. Малыш понимает, что такое домик, когда он выстроен; или что действие было неверным, так как игрушка сломана. Ребенок учится обобщать и классифицировать, компонуя между собой различные детали конструктора по цвету и размеру.
Подобное мышление свойственно и зрелым личностям, с той лишь разницей, что оно становится второстепенным. Наглядно-действенные операции активируются в случаях, когда точное прогнозирование затруднительно. В качестве примера — изучение на практике незнакомой техники, перепланировка интерьера и прочее.
Наглядно-образное
Познание при помощи представлений, предметов — более совершенный уровень осмысления реальности в сравнении с предыдущим. Мыслительный процесс выходит на первый план, после чего следуют действия. Чтобы дать подробную характеристику предмету, человек не нуждается в практических действиях в связи с ним: не рассматривает и не касается его руками. Этот уровень способен осилить ребенок лет семи.
Взрослые проявляют подобное мышления, когда поэтапно представляют творческий процесс с сопутствующими изменениями, выстраивают стратегию своих действий, параллельно обдумывая результаты и корректируя свое поведение в соответствии с ними. Развитие наглядно-образного мышления позволяет улучшать креативность, способность генерировать новые идеи.
Словесно-логическое
Познание посредством понятий, рассуждений, слов. Это уровень абстрактных процессов мышления, характеризующийся присваиванием понятий, использованием логических конструкций, не всегда имеющих образ, например: «совесть», «ценность». Абстрактное мышление — вспомогательный инструмент человека для выявления закономерностей в окружающем мире, в изучаемом материале.
Разумеется, что подобное мышление не свойственно малышу, по той причине, что в его опыте не накоплено достаточного количества понятий и образов. Построение логической взаимосвязи требуется в решении как бытовых, так и судьбоносных вопросов. Скорость и правильность выполнения элементарных задач зависит от того, насколько у человека развито словесно-логическое мышление.
Мыслительные операции
Чтобы вы представляли, какой многогранный и сложный процесс – наше мышление, я перечислю некоторые его возможности. Даже самый мощный компьютер рядом с ним покажется детской игрушкой.
- Сравнение – выделение сходств и различий нескольких объектов. “Яблоко по форме похоже на персик, а по цвету – на грушу”.
- Анализ – расчленение объектов на составные части. “Стул состоит из ножек, сиденья и спинки”.
- Синтез – соединение воедино разрозненных элементов. “Палка, палка, огуречик – вот и вышел человечек”.
- Индукция – выведение умозаключения от частного к общему. Распространение знаний об одном объекте на группу похожих. “Эта собака грызет кость, значит, собаки могут грызть кости”.
- Дедукция – противоположность индукции. Наделение объекта конкретными свойствами на основании принадлежности его к какой-то группе. “Муравьи могут поднимать предметы тяжелее своего веса. Значит, этот конкретный муравей может поднять больше своего веса”.
- Комбинирование – поиск решений задачи на основе комбинации различных методов. Лежит в основе комбинаторного мышления. Применяется, например, при игре в шахматы.
- Дивергенция – поиск множества решений одной проблемы. Дивергентное мышление мы используем во время мозгового штурма.
- Конвергенция – поиск единственно верного решения на основе усвоенных алгоритмов. Применяется при решении задач, в которых может быть только один правильный ответ и получен он может быть только одним способом.
Это далеко не все возможности нашего мозга. Если хотите узнать больше, советую вам прочесть специальные книги по развитию мышления. Некоторые из них мы рассмотрим ближе к концу статьи.
Определяем аналитический склад ума
Такая особенность дана каждому из нас из самого рождения. Только у одних людей она проявляется больше, у других – меньше. Как же определить аналитический склад ума?
Существует множество различных тестов, рассказывающих о работе вашего мозга и определяющих, кто вы: математик или гуманитарий? Ниже дан своеобразный тест, по которому вы можете легко и быстро узнать, кто вы на самом деле.
Есть такое предложение: «Солнышко светит очень ярко, даря свои лучики изумрудной листве берёз». Если вы гуманитарий, то рассуждать будете точно так же, как и в предложении, плюс можете помечтать или пофантазировать, например: «Как бы хотелось там сейчас оказаться…». А вот если у вас преобладает аналитика, то будете рассуждать примерно так:
- На улице день, поскольку солнце светит только в это время;
- Скорее всего, погода очень хорошая, так как светит солнце;
- На улице летняя пора, это подтверждает листва ярко-зелёного цвета;
- В месте, о котором идёт речь, несколько деревьев, так как слово «берёза» во множественном числе;
- Действия происходят в холодной части Евразии или на севере Америки. Берёзы в других местах не растут.
- Это художественный текст, поскольку здесь имеются красивые обороты.
Статичность против роста: два образа мышления
Как считает Дуэк, образ мышления людей делится на 2 основных типа: фиксированный образ мышления и образ мышления роста.
Люди с фиксированным образом мышления:
- боятся испытаний и стараются их избегать, так как опасаются, что попросту недостаточно умны или талантливы.
- теряют интерес к поставленной перед собою цели, если путь к ней оказывается слишком тернистым.
- требуют от окружающих признания своих заслуг и награды за результаты, даже если эти результаты довольно незначительны.
- теряют мотивацию после единичных неудач, отказов или ошибок.
- легко сдаются в различных ситуациях.
Люди с образом мышления, нацеленным на рост:
- не боятся испытаний и лучше всего проявляют себя именно под давлением.
- считают, что сложные ситуации лишь сильнее их мотивируют.
- не считают, что однократные ошибки или неудачи определяют то, кто они есть.
- верят в то, что усердие и настойчивость невероятно важны, потому что одних лишь талантов недостаточно.
- любят то, чем они занимаются.
К сожалению, образ мышления большинства из нас статичен. Мы верим в то, что наши способности ограничены, что выше головы не прыгнешь, и так далее. И знаете, то, что мы думаем именно так, вовсе не удивительно — ведь в средствах массовой информации мы каждый день видим истории богатых и знаменитых людей, которых представляют нам чуть ли не сверхлюдьми с невероятной работоспособностью, талантами выше неба и кипучей энергией.
Мы все порой попадаем в эту ловушку, убеждая себя в том, что просто не можем стать в чем-то лучше, что уперлись в «потолок» наших способностей. К примеру, когда говорим себе «Не понимаю я эту математику», мы тем самым уже мешаем себе стать лучше в этой области знаний. Фиксированный образ мышления сдерживает наш рост и развитие, что, в свою очередь, негативно влияет на личное счастье в долгосрочной перспективе.
Но у нас есть не только плохие, но и хорошие новости, и хорошие новости. Образ мышления роста можно в себе воспитать, если знать, как это сделать.
Вы вполне можете воспитать в себе образ мышление роста. И можете начать лучше думать о себе, своих способностях и потенциале. Как только вы начнете активно стремиться к этому образу мыслей и последовательно его придерживаться, вскоре непременно увидите позитивные изменения в своей жизни.
Вот что пишет об этом Дуэк:
«Дело не только в том, что некоторые люди лучше понимают ценность испытаний и важность усилий. Наши исследования показали, что все это является прямым следствием образа мышления роста
Когда мы учим людей этому образу мышления, с его направленностью на развитие, вслед за ним приходят и эти правильные идеи относительно испытаний и усилий…»
«По мере того, как вы начинаете понимать различия между образами мышления, вы начинаете понимать, как фиксированный образ мышления действует на вашу жизнь — как вера в то, что ваши качества неизменны и постоянны ведет к определенным мыслям и поступкам, которые направляют жизненный путь в совершенно иную сторону».
Суть всего, что было сказано выше, проста: вам вовсе не обязательно быть талантливым в какой-то сфере деятельности от рождения — вы можете сами воспитать в себе этот талант.
Характеристика видов мышления
Основными видами являются:
- наглядно-образное. Пример: мы смотрим на парковочное место и пытаемся наглядно представить, уместится ли туда наша машина;
- наглядно-действенное. У маленьких детей является основным видом мышления. Чтобы понять, им нужно предмет потрогать. У взрослых людей этот вид мышления задействован, например, когда мы начинаем вертеть что-то в руках, пытаясь разобраться, как это работает;
- словесно-логическое (или абстрактное). Например, решение логических задач. Когда нам нужно представить ситуацию, даже если мы её на своём опыте не пережили.
Встречаются и другие классификации видов мышления:
Творческое и репродуктивное (или критическое) мышление
Творческое — характеризуется мыслительной деятельностью без шаблонных знаний, которые обычно сдерживают нашу креативность. Пример: создание нами уникальных задумок, идей.
А репродуктивное — это мышление-анализ. Мы обдумываем, анализируем и критикуем уже имеющиеся знания.
Интуитивное и аналитическое мышление
Интуитивное — строится на нашей интуиции, шестом чувстве. В этом случае мы практически и не мыслим, а, скорее, ощущаем интуитивно, неосознанно.
Например, когда мы заблудились и выбираем, пойти налево или направо, исходя из нашей интуиции.
Аналитическое мышление же, наоборот, предполагает структурированный анализ всего мыслительного процесса.
Например: человек столкнулся с проблемой низких продаж. Он начинает размышлять: выявляет причину, смотрит данные за предыдущие месяцы или годы, анализирует причины спада продаж.
Про таких людей говорят, что у них аналитический склад ума.
Теоретическое и практическое мышление
В основе теоретического мышления лежат наши знания. Мы строим догадки, делаем умозаключения, выдвигаем версии или теории.
Практическое мышление всегда предполагает применение полученных результатов мышления на практике.
Сравните: чтобы построить дом, в теории нужно вырыть котлован, заложить фундамент, а затем ставить столбы и возводить стены.
Практическое мышление будет комбинироваться с действиями: поехать на участок, оценить качество земли. Если на участке будут камни — поразмыслить, как их можно использовать в строительстве.
Реалистическое и аутистическое мышление
Реалистическое мышление связано с действительностью, реальной жизнью. В то время как аутистическое предполагает побег внутрь себя и концентрацию на внутренний мир и эмоции.
Произвольное и непроизвольное мышление
Произвольное мышление активируется, когда мы поставили перед собой задачу решить какую-то проблему.
Результаты непроизвольного мышления рождаются в процессе другой деятельности.
Например, когда мы занимаемся спортом и в нашу голову приходит решение. Или когда мы занимаемся творческой деятельностью (рисуем, вышиваем) и вдруг находим ответы для задач.
Мыслительные операции
В процессе мышления можно выделить конкретные приемы, или мыслительные операции, посредством которых конструируются новые понятия, выводятся суждения и умозаключения. Это — своего рода методы, которыми мы пользуемся в нашем мышлении.Список возможных мыслительных операций можно продолжать долго, приведем основные:
- Анализ/Синтез. Это — две противоположные мыслительные операции. Анализ (буквальные перевод — разложение) предполагает разделение целого на части или выделение отдельных качеств объекта, его структуры и т.п. Синтез, в свою очередь, объединяет части, качества, свойства в целое.
- Сравнение предполагает выделение общего и различного между двумя понятиями. Ему предшествует анализ — сначала мы выделяем отдельные свойства, а затем сравниваем два понятия на их основе.
- Обобщение, абстрагирование/Конкретизация. Обобщение и абстрагирование почти всегда применяются вместе. Обобщение представляет собой фиксацию существенных свойств данного класса объектов (ножницы — острые). В случае абстрагирования мы берем существенные свойства понятия как бы в отрыве от него самого (что есть острота сама по себе?). Конкретизация, напротив, связывает конкретный объект со всеми его характеристиками — как существенными, так и случайными.
Рис. 4. Основные формы мышления
Что такое мышление и его функции
Начнем, как всегда, с определения.
Благодаря мышлению мы развиваемся, узнаем что-то новое, устанавливаем связи между предметами. Например, мы знаем, что вино немного пьянит, машина может ехать с горки сама, дождь барабанит по крышам и т. д.
Этот высший процесс помогает понимать сущность явления: гром гремит не потому, что ему хочется, а потому, что происходит столкновение разрядов. Или вода кипит не потому, чтобы выкипеть, а потому, что температура поднялась. Я тут в физику немного подалась. Но мышление многогранно – оно охватывает множество явлений: как не проспать на работу, как делать ставки на Форексе и т. д.
Познавательный процесс помогает нам еще обобщать свойства предметов, явлений и разграничивать их. Например, стол и стул с 4 ножками, но на одном сидят, а на другой ставят тарелки или пишут на нем.
Классификация
Мыслительный процесс классифицируется зависимо от разных факторов. Они появлялись на протяжении развития психологической науки под влиянием различных отраслей, учений, теорий.
Виды
Мышление можно разделить на две больших группы: теоретическое и практическое. К первым относится абстрактное мышление, которые часто называют словесно-логическим. Оно строится на суждениях, понятиях. Субъект сравнивает предметы, ситуации, явления, анализирует их, основываясь не только на собственном суждении, но и на мнении окружающих. Это возможно только в том случае, если человек в идеале владеет речью, имеет обширный запас знаний, навыков, умений.
Практические виды мышления в психологии:
- Образное. Строится на восприятии, представлениях. Такие мыслительные процессы свойственны архитекторам, художникам, парфюмерам, модельерам, поэтам. Они начинают проявляться уже в школьном возрасте. Некоторые образные мыслительные процессы наблюдаются в поведении высших животных.
- Наглядно-действенное. Проявляется во внешних действиях. Такие мыслительные процессы строятся на преобразовании сложившейся ситуации для решения насущных проблем.
Теории
Существует несколько теорий мыслительных процессов, которые имеют как сильные, так и слабые стороны:
- Ассоцианистская — строится на одноименной философской теории. Ее цель в том, чтобы сделать ум проще, сократив его до совокупности элементарных идей, ощущений. Чтобы связать между собой идеи, события, используются ассоциации. Главный недостаток этой теории в том, что с ее помощью невозможно решить проблематику творческого мышления. Из-за этого творческое начало считалось врожденным, а не приобретенным.
- Бихевиористская. Последователи этой теории утверждают, что мышление — одна из форм приспособления к новым условиям. Бихевиористы подвергались критике исследователей других направлений психологической науки, поскольку учитывали только наблюдаемое поведение, отвергая то, что скрыто от глаз.
- Теория гештальта. Последователи этой теории критиковали понятие, по которому утверждалось что разум — пассивная совокупность примитивных идей, которые объединяют ассоциациями. Они изучали проблемы психологии мысли, описывая их со стороны восприятия. Проведя несколько практических экспериментов, последователи этой теории предоставили явные различия между непродуктивным и продуктивным мыслительным процессом.
- Периферическая теория. Ее последователи занимались изучением периферической нервной системы. Согласно теории, человеческий мозг — одна из составляющих частей процесса мышления. При восприятии новой информации задействуется психика, тело, мозг.
- Психоаналитическая теория. Известнейшее учение Зигмунда Фрейда затронуло изучение мышления. Ученый утверждал, что после рождения, проявляются нарциссические мыслительные процессы, которые постепенно превращаются в объективные.
Также можно выделить когнитивную теорию развития, которая была основана Жаном Пиаже. Ученый утверждал, что проявление мышления зависит от биологических процессов адаптации.
Формы
Существует несколько форм мышления:
- Суждение — форма, с помощью которой описывается взаимосвязь между явлениями, предметами. Помимо этого, может происходит отрицание.
- Умозаключение — форма, позволяющая делать различные выводы, которые строятся на ряде суждений. Умозаключения бывают дедуктивными, индуктивными.
- Понятие — еще одна форма мышления, с помощью которой отражаются существенные отношения, связи, свойства явлений, предметов.
При этом умозаключение относится к высшей форме проявления мыслительных процессов.
Уровни
Разделение мыслительных процессов на отдельные уровни обязано одному из основоположников когнитивной психологии — Аарону Беку. Уровни:
- Произвольные мысли — считаются поверхностными, контролируемыми, осознаваемыми.
- Автоматические — к ним относятся стереотипы, которые навязываются человеку в процессе воспитания.
- Когнитивные убеждения, базовые схемы. Это глубинные мыслительные процессы. Они возникают в области бессознательного, из-за чего сложнее всего изменяются под влиянием внешних факторов.
В чем разница между гуманитарием и технарем?
Изучив подробные характеристики первого и второго типа, мы можем сделать вывод о том, в чём же разница между ними. Какие качества особенно хорошо развиты у одних, но при этом отсутствуют у других?
- в первую очередь, наиболее важным отличием является их способ смотреть на мир. Для гуманитарных людей это чаще всего взгляд эмоциональный. Они воспринимают мир сначала чувствами, в том время, как для людей с техническим складом ума на первом месте в этом стоят логика и факты.
- в коллективной работе технари обычно выступают в качестве исполнителей, благодаря их способность к чёткому следованию плану, а для гуманитариев уготована роль креативного центра, организаторов. Их развитое воображение позволяет выдвигать различные новые идеи;
- многие считают, что приверженцы точных наук более закрытые, чаще всего являются интровертами и нуждаются в постоянном общении с людьми, чего не скажешь о втором типе. Им присущи коммуникабельность и социальная активность;
Данные различия являются самыми основными. Однако это совсем не означает, что человек технического склада ума не может быть общительным, а тот, кто обладает гуманитарным мышлением никогда не опирается на логические умозаключения.
Каждая из этих характеристик может сочетаться в одном человеке, проявляясь в большей или меньшей степени в различных ситуациях.
В этом видео профессор Геннадий Боярышников расскажет, почему деление на эти два типа склада ума – это всего лишь миф:
Что такое мышление
Под мышлением
в психологии понимают процесс моделирования реальности с помощью аксиоматических положений, лежащий в основе познавательной деятельности человека. Мышление является обобщённым и опосредованным способом отражения действительности.
Многие учёные и философы разных эпох делали упор на то, что мыслительные процессы являются отличительной чертой человеческого сознания и являются самой сущностью человека. «Я мыслю, следовательно, существую», — утверждал Декарт. Паскаль говорил, что человек – это «мыслящий тростник».
Результатом мышления является мысль – понятие, идея, смысл. Мыслительные процессы противопоставляются низшим формам познания реальности, свойственным и животным – ощущению и восприятию.
То, что мышление является содержанием и сущностью человеческой деятельности, можно понять по тому факту, что оно окружает нас буквально повсюду. Мышление лежит в основе всей человеческой науки, искусства, политики, религии. Так, многие человеческие постройки обладают не только утилитарным назначением, но и символическим: определённое значение имеют архитектура здания, его расположение, характер подсветки, даже материалы, из которых оно было построено.
Мышление имеет одну отличительную особенность по сравнению с другими формами познания. С его помощью можно получить такую информацию о предмете, которая не может быть воспринята непосредственно. Это достигается с помощью таких мыслительных процессов, как дедукция и аналогия.
Реакция на окружающие обстоятельства
Самая верхняя часть мышления, определяющая взаимодействие человека с окружающим миром. Казалось бы чего тут такого, но каждый реагирует по своему на одну и ту же ситуацию. Например, Вам наступили на ногу в общественном транспорте. Как Вы отреагируете? Скорее всего, выберете один из стандартных вариантов. Их не так много.
- Сделать вид, что не заметили (пассивная реакция)
- Сообщить наступившему о факте происшествия (сдержанная реакция)
- Обругать наступившего (агрессивная реакция)
- Оттолкнуть наступившего (агрессивная реакция)
На самом деле способов реагирования гораздо больше, но не все из них укладываются в привычные рамки морали. Вместо отталкивания, можно ударить рукой, ножом, выстрелить, если есть из чего. Есть и другие варианты, например, можно просто извиниться, что подставили свою ногу под ногу наступившего.
Реакция возможна не только в виде конкретных действий или бездействия, но и в мыслях или фантазиях, следующих за событием. Очень часто, человек начинает перебирать варианты того, что может произойти дальше и придавать этим вариантам какую-либо эмоциональную окраску. Чаще это будут негативные и опасные пути развития событий, реже позитивные изменения. Выбор того или иного способа реагирования мало зависит от конкретных ситуаций. Одни и те же реакции можно наблюдать абсолютно в разных случаях.
https://youtube.com/watch?v=KyFLLoxpk-8%3F
Подписаться на мой youtube-канал
Виды тренировок
Детская аналитика разовьется, если произойдет осознание проблемы. Здесь нельзя исключить причинно-следственные связи. Поэтому в младшем возрасте такие манипуляции можно проводить в игровой форме. Детям 3-4 лет предлагается использовать сенсорное восприятие. Именно в этом возрасте познаются формы, объем, цвета через наглядные вещи. Поэтому необходимо проводить игры, которые способствуют развитию аналитических данных.
Например, следует использовать данную игру. Разложите на столе предметы, имеющие такие формы: куб, параллелепипед, шар, пирамида и т.д. Эти предметы должны быть разноцветными. Попросите ребенка выбрать и описать тот предмет, который вы назовете. Добивайтесь того, чтобы малыш сказал о предмете как можно больше информации. В 5-7 лет у детей начинает проявляться аналитическое мышление. Они пользуются им с удовольствием. Поэтому развивать его нужно при помощи загадок, различных пересказов и решений ребусов.
В средней и старшей школе мероприятия необходимо продолжить.Желательно проводить занятия вне уроков. Например, у всех ребят есть любимые предметы. Необходимо поддерживать их интерес к знаниям, поэтому нужно проводить различные исследования по выбранным предметам: математике, физике, химии и т.д. Исследования могут быть индивидуальными и коллективными.
Также можно порекомендовать проводить различные юмористические конкурсы, экскурсии, которые помогут изучению истории развития родного края. Естественные науки помогают узнавать информацию об окружающем мире, развивают память.
Упражнения
Они помогут осуществить вашу мечту – стать самым продуманным человеком. Поэтому попробуйте применить следующие методики.
- Решайте сложные математические задачи, где нужно много считать.
- Хорошо развить логику помогает решение аналитических задач. Примерно таких: «Воздушный шар уносит южным ветром. Вопрос: «В какую сторону направлены флажки, которые установлены на корзине с людьми?».
- Играйте в шахматы.
- Относитесь критически к новой информации. Принимайте ее только тогда, когда произведете ее тщательный анализ.
- Решайте кроссворды и головоломки.
- Читайте книги.
- Принимайте активное участие в дискуссиях.
- Придумайте сами проблему и мысленно попробуйте ее решить.
- Размышляйте больше о таких вещах, которые вы плохо осознаете и понимаете.