Основные сферы жизни общества: список, описание, таблица, значение

Содержание:

Основные сферы общественной жизни

Краткая характеристика сфер их особенности представлены ниже.

Духовная

Это сфера жизни, представленная нематериальными феноменами и явлениями: этика, культура, образование, эстетика, религия, наука, мораль, философия, искусство. Также сюда входит право.

Базовые процессы данной сферы: производство, аккумулирование и трансляция ценностей. Духовная сфера ориентирована на личностное духовное и нравственное развитие.

Важными категориями данной сферы являются:

  1. Духовные потребности, формирование которых происходит в ходе социализации индивида.
  2. Духовное производство представляет собой процесс духовного развития, результат которого – теории, идеи.
  3. Духовное потребление. Данное понятие выражает процесс удовлетворения духовных желаний, потребностей, потребления продуктов соответствующих областей. Человек посещает выставки, театральные постановки, научные лекции, что приносит ему удовлетворение, обогащает его новыми знаниями, помогает решить некоторые философские, морально-этические вопросы.

Политическая

Это сфера жизни, которая характеризует процесс управление социумом, специфику отношений между государством и человеком.

Политическая сфера может иметь внутренний и внешний аспект. Данная область определяет качество, уровень жизни каждого человека.

Так, политические изменения в России в 90-е гг. ХХ века, связанные с изменением государственного строя, режима, идеологии, повлекли радикальные изменения во всех областях жизнедеятельности.

В частности, вырос уровень преступности, ухудшилась демографическая ситуация, произошла резкая дифференциация общества.

Социальная

Это сфера жизни, образованная взаимодействием отдельных общностей. Характер социальной сферы определяет также качество жизни отдельного гражданина.

Пример: плохое качество медицинского обслуживания (отсутствие необходимого оборудования, неквалифицированные специалисты) в отдельных регионах или в сельской местности лишает человека возможности улучшить свое здоровье, продлить жизнь.

Позиция человека характеризуется ролью и статусом.

Экономическая

Это сфера общественной жизни, которая заключается в производстве, потреблении материальных благ (услуг, товаров), а также включает их обмен и перераспределение.

Компоненты данной области: процессы и силы (производительные).

Социальные институты в сферах общества

Каждая сфера общества представлена социальными институтами. Учреждения бывают разной направленности.

Следующая таблица содержит базовые элементы:

Сфера Социальный институт
Духовная Театры, архивы, библиотеки, школа, вузы и пр.
Политическая Государство, правительство, политические партии
Социальная Здравоохранение, ЖКХ и пр.
Экономическая Банки, биржи, заводы, гостиницы и пр.

Институт родства (семья, брак) также относится некоторыми учеными к духовной сфере. Государство во многих странах проводит активную политику по укреплению данного института.

Социальная сфера

Не стоит считать общество обыкновенной совокупностью людей, проживающих на одной территории или планете. Здесь имеют место системы и подсистемы, которые образуются в результате взаимодействия индивидов и различных групп. Центральное место в этой сфере занимает непосредственно социум, составленный из связей и отношений людей. Такое положение вещей было достигнуто в ходе исторического процесса и постоянной эволюции общества.

У любого члена социума есть потребности, которые необходимо удовлетворять. Так возникает взаимодействие и деятельность сообща.

Главной целью всех индивидов становится осуществление основных функций:

  • защитных;
  • лечебных;
  • торговых;
  • научных;
  • творческих;
  • управленческих.

На этой основе естественным образом создаются целые общественные институты, закрепляющие нормы, принципы и верования.

Не всякая деятельность может лечь в основу социальной сферы. Например, экономические процессы необязательны для этого. Без них вполне допустимы отношения людей и общественное взаимодействие.

Существующие проблемы и функции социальной сферы

Существующие проблемы социальной сферы

Главной проблемой общества является неравенство доходов населения страны.

С развитием общества используются два пути решения данной проблемы, а именно:

  • предоставление равных возможностей каждому члену общества для обустройства своей жизни;

  • предоставление определённых благ для обеспечения достойной жизни гражданам страны. Здесь успех зависит от личных стараний и усилий гражданина.

Стоит отметить, что немаловажной проблемой в последние годы стало достижение равноправия мужчин и женщин.

Однако при этом, на женщин ложится двойная нагрузка (работа на предприятии и работа по дому).

Это оборачивается для общества ослаблением семейного уклада, которое заключается в сокращении рождаемости, отсутствии должного контроля родителями за поведением детей.

Функции социальной сферы

Основной функцией социальной сферы является обеспечение воспроизводства жизнедеятельности членов общества.

Являясь самостоятельной подсистемой, социальная сфера взаимодействует с политической, экономической, и духовной областями.

В совокупности все вышеперечисленные подсистемы существуют, как среда для развития и воспроизводства населения страны.

Кроме этого к функциям социальной сферы относятся:

  • регулирование распределения, потребления и обмена совместного производимого продукта или блага;

  • обеспечение безопасности граждан страны;

  • предоставление членам общества минимально необходимых потребностей;

  • социальное обслуживание;

  • поддержка нетрудоспособных слоёв населения страны;

  • обеспечение взаимодействия между различными социальными институтами;

  • формирование и развитие творческих качеств у граждан страны.

Влияние общественной жизни на развитие человека

Любому человеку крайне важно находиться в социуме, это является залогом его психологического, а зачастую и физического здоровья. Всем нам известен пример того, что происходит с человеком, который вырастает вне общества, по книге «Маугли»

А современные материалы, собранные о подобных людях-маугли, лишний раз доказывают то, что навыки, приобретаемые с младенчества в процессе постепенной социализации, крайне трудно, а порой и вовсе невозможно привить человеку, ранее с ними незнакомому.

С самого рождения человека окружает общество, изначально оно представлено близким кругом людей — семьей. Именно в этом кругу, за счет вербального и невербального общения он учится языку, поведенческим нормам, мыслительной деятельности.

Позднее он попадает в детский сад, школу, университет, начинает вращаться в разнообразных кругах с точки зрения человеческих представителей (разные национальности, разное социальное положение, различные нормы поведения, различные религиозные предпочтения и т.д.).

Именно этот постоянный круговорот человеческих взаимоотношений и дает каждому индивиду стабильное развитие и социальный рост по мере приобретения новой информации.

Вспомните, ведь даже Робинзон Крузо, оказавшись на острове, стал нуждаться в обществе, и он имитировал его наличие, создав куклу, с которой делился своими мыслями и впечатлениями. Вы, бесспорно, можете сказать, что это пример из прошлого!

Тогда обратимся к сегодняшнему миропониманию, которое частенько предстает перед нами в формате фильмов-катастроф. И, заметьте, какой бы апокалиптической не была ситуация на планете, главный герой фильма обязательно находит себе друга, соратника.

Им может стать другой, случайно выживший человек, робот, собака и т.д.. Одним словом, человек, выпав из общественной жизни, теряет самого себя и начинает создавать элементы прежних социальных связей, тем самым стараясь восстановить свой статус социального существа.

В заключение отметим следующее: именно общественные отношения делают нас людьми, прививая понятия милосердия, доброты, совестливости, героизма, любви и гуманности.

Человек и общество связаны неразрывной связью, благодаря которой мы обладаем столь обширными дарами науки, техники и знаниями о бескрайних просторах вселенной.

В этом видео вы узнаете о детях, которые выросли в дикой природе без контактов с людьми:

https://youtube.com/watch?v=iRDcWmU2e4Q

Социальная сфера

Такая сфера представляет собой взаимоотношения, которые устанавливаются в ходе всей жизни человека как необходимость для существования в социуме. Социология и философия определяют ее как сферу, объединяющую ряд общностей и связи между ними. Если рассматривать социальную сферу таким образом, то каждый человек включен в нее. Человек со временем оказывается вписанным в разные общности, например, субъект — женщина, учительница, мать, горожанка и т.п. Политика и экономика называют таким термином совокупность отраслей и организаций, работающих, чтобы повысить уровень жизни народа, например, соцобеспечение. В этом смысле социальная сфера — не отдельная часть общественной жизни, а промежуточная часть между политикой и экономикой, которая существует, чтобы доходы государства были перераспределены в пользу бедных. Если рассматривать социальную сферу в таком разрезе, то к ней относятся лишь некоторые группы людей (инвалиды, безработные, малообеспеченные и т.п.).
Рис. 2. Социальная сфера

Религия

Исполняет роль, во многом схожую с моралью: она тоже организует огромные массы людей. Но организующей силой становится не мирская власть, а власть Бога: некоего сверхъестественного существа, обладающего идеальными качествами, на которые следует ориентировать свою деятельность беспрекословно. Главный признак любой религии — вера, не подлежащее критике принятие заданного религией постулата. Веру в этот постулат обеспечивает церковь, самостоятельные миссионеры, расширяющие круг верующей паствы, и та или иная степень инквизиции — борьбы с инакомыслием, дисциплинирующей верующее население.

В античной Греции для этого применялся остракизм — выселение неугодных из полисов, в средневековой Европе еретики легко могли попасть на костер. Сегодня нравы значительно мягче: каждый вправе сам выбирать, поклоняться ему Богу или нет.

Формы собственности

Собственность подразумевает наличие общественных связей, в ситуации, когда присутствуют отношения людей относительно вещей. Если ситуация не предполагает наличие иных людей, то человек пользуется вещью и распоряжается ею, не вступая в отношения собственности.

Нужна помощь преподавателя?
Опиши задание — и наши эксперты тебе помогут!

Описать задание

Права по владению, распоряжению и пользованию могут не принадлежать одному человеку. Стоит заметить, что право собственности награждает собственника определёнными обязанностями, они закреплены в праве, контроль по их соблюдению ведёт государство. 

Выделяют несколько форм собственности:

  • Личная.
  • Частная.
  • Коллективная.
  • Корпоративная.
  • Государственная.

Исторически сложилось так, что коллективная – первая форма. Она подразумевает совместный труд, пользование и распоряжение производственными благами всеми членами первобытной общины.

Частная собственность появляется в момент разложения первобытнообщинного строя. Переизбыток производственных благ приводит к присвоению излишка материальных благ конкретной группой лиц. Частная собственность строится на получении прибыли. Личная собственность не приносит материальных выгод. Коллективная не такая эффективная, как частная. Частная побуждает человека трудиться и создаёт предпосылки к проявлению инициативы для увеличения экономической свободы.

Владелец, пользователь и распорядитель в случае государственной собственности – государство. Реальное положение дел таково, что здесь право собственности принадлежит бюрократической верхушке, хотя они могут утверждать, что это право всего народа. Среди иных переходных форм собственности акционерная и корпоративная.

Характеристика и влияние сфер на индивида

Любая социальная сфера затрагивает такие важные аспекты жизни человека, как здоровье, финансы, статус, окружение, карьерный и духовный рост, вопросы религии, взаимоотношения в семье, трудовая деятельность, отдых, психологические аспекты, хобби и т.д. Совокупность нескольких видов сфер формирует внешнюю среду и прямо влияет на внутренний мир индивида, что помогает ему определиться с целями, задачами, добиться положения и успеха в обществе.

Особенностью взаимодействия сфер и индивида считают равное (одинаковое) действие их друг с другом. Компенсация какой-либо одной или двух разрушенных сфер за счет друг друга, и восполнение пробела не может сделать человека полностью счастливым. Поэтому желательно полностью восстановить ту сферу жизнедеятельности, которая является разрушенной. Ведь так индивид станет жить гармонично, а не будет находиться на грани существования.

Любая сфера требует индивидуального подхода, выделения и обращения именно к той теме, которая больше всего интересует и предназначается конкретному человеку, но с предоставлением ему выбора. Например, у индивида есть работа, за которую ему регулярно платят зарплату, но она не приносит ему морального удовлетворения, влияет на физическое и психическое здоровье. И тогда человек должен выбрать, как ему поступить – смириться и искать плюсы в работе или сменить предприятие, может, даже сферу трудовой деятельности.

Примеров из жизни влияния сфер друг на друга можно привести большое количество, но все они указывают на наличие удовлетворенности, которую получает человек от такого взаимодействия. Поэтому совокупность всех социальных сфер формирует устойчивые отношения не только с конкретным субъектом, но и группой индивидов, а также окружающим миром. На основании этого, у человека вырабатывается сознание, формируются отношения, в виде принятия или непринятия окружающих социальных явлений.

Сферы, которые можно также называть подсистемами, всегда устойчивы в обществе, и состоят из:

  • конкретного вида деятельности;
  • социальных институтов, главные из которых – государство, семья, предприятие, церковь, партия;
  • взаимоотношений между индивидом и другими людьми, группами, при осуществлении любого вида деятельности и активности.

Экономическая подсистема представлена такими учреждениями, как банки, биржи, промышленные организации, к политической относят парламент, правительство, партии. К социальной сфере относят коммунальные учреждения, здравоохранение, дома престарелых, а к духовной – театры, музеи, библиотеки.

Духовная сфера

Данная сфера является наиболее обширной и включает все нематериальные ценности, имеющие значение для общественной жизни. Основными её составляющими являются:

  • искусство (музыка, кино, литература, живопись и прочие сферы, ориентированные на эстетическую, а не практическую ценность);
  • религия (мировоззрение, базирующееся на вере в определенные сверхъестественные силы);
  • мораль (система общепринятых норм поведения и представлений о добре и зле);
  • наука (изучение закономерностей существования мира);
  • образование (процесс воспитания и обеспечения людей необходимыми знаниями).

Духовная сфера не связана с удовлетворением повседневных потребностей человека. Она направлена на развитие, совершенствование или получение эстетического удовольствия.

Потребности, относящиеся к духовной сфере, не являются биологическими и не даны человеку от природы. Согласно теории Маслоу, они формируются у него благодаря социализации и проявляются только тогда, когда базовые биологические потребности удовлетворены.

Интересно, что духовная деятельность приносит человеку удовольствие и когда он производит духовные ценности, и когда он потребляет (читает, изучает) духовные ценности, произведённые кем-то другим.

Как связаны сферы общества?

Все четыре СО существуют неразрывно и связаны очень тесно. Тип экономических отношений может оказать влияние на социальную сферу, а она, в свою очередь, во многом определяет политические взгляды и духовные ценности. Определенное место в социальной иерархии может лишить человека чего-либо или дать ему преимущество в получении образования, материальных ценностей и других привилегий

Неразвитая экономика ставит под большой удар социально незащищенных людей, что в результате может привести к политическому кризису.В разные исторические периоды человечество пыталось выдвинуть вперед и уделить основное внимание какой-либо одной из них. Например, в Средние века главной была религиозность, а в эпоху Просвещения больше внимания уделялось нравственности

Марксизм на первый план выдвинул экономику. Этот процесс очень динамичен и изменчив, что делает его весьма интересным, а изучение — довольно сложным.

Духовная жизнь

К духовной сфере относятся все нравственные и интеллектуальные аспекты жизни общества. Сюда можно причислить научную деятельность, религию, искусство и мораль. Между собой они могут различаться по времени возникновения, способам реализации и содержанию. На основе морали базируются взаимоотношения людей, а порой и правовые нормы в разных государствах.

Обществу присущи постоянное развитие и смена способов познания. Когда-то главенствующей была религия, в современном мире её место прочно заняла наука. Экономические кризисы и политические потрясения всегда отражаются на духовной жизни населения. В качестве примера можно вспомнить революции, происходившие в различных государствах. После слома старых порядков зачастую наступала деградация нравственных ценностей.

Если индивиды создают или обмениваются какими-то идеями или нематериальными ценностями, такие процессы называют духовным производством. Совокупность подобных частностей именуют культурой. Последняя может иметь самобытные черты конкретного государства или этноса.

Важным духовным институтом считается образование. Только благодаря ему индивид или группа сможет получить знания, накопленные предыдущими поколениями и по возможности приумножить полученный опыт. Процесс может носить характер передачи знаний или самостоятельного погружения в дискурс (самообразование).

Духовную жизнь невозможно представить без религии. Этот социальный институт задаёт вектор поведения большинству жителей планеты Земля. Именно религия определяет, что есть добро и зло, как стоит поступать в разных ситуациях. Кроме того, она создаёт общинную организацию. Примером такой структуры можно считать церковь, которая базируется на вере в Бога и следовании учению Иисуса Христа. Любой желающий может пройти через таинство крещения и стать частью этой общности.

Ещё один важный элемент духовной составляющей общества — это наука. Главной задачей учёных становится наблюдение за окружающим миром, систематизация полученной информации и её преобразование. Науки могут разделяться на точные, естественные и гуманитарные. Возможны дискуссии внутри академического сообщества о том, что можно считать наукой, а что нельзя.

В таблице отражены главные функции, которые выполняют общественные сферы.

Социальная Отношения между различными объединениями людей, классами, сословиями или профессиональными группами
Экономическая Владение и распоряжение собственностью. Обмен и потребление материальных благ
Политическая Борьба за рычаги управления. Создание политических партий. Влияние на общество при помощи законодательной и исполнительной власти
Духовная Создание и распространение моральных ценностей. Научные открытия и систематизация знаний

Именно поэтому теме уделяется большое внимание на уроках обществознания в разных классах. https://www.youtube.com/embed/9gh6TUtJ8XY

Виды духовного производства

Совокупность материальных и культурных ценностей, способы их создания, возможность использования для развития человека и общества в целом, называют культурой. Культуру называют “второй природой”, все то, что создано человечеством.

Каждый народ имеет свою культуру, так как у каждого своя история, свой особый путь развития. Духовное и культурное наследие нации порождает национальные традиции.

Образование;

Данное понятие включает в себя процесс и результат усвоения субъектом знаний, умений и навыков. С их помощью развивается интеллект, формируются мировоззрение, система ценностей, собственное мнение, познавательный интерес.

Именно образование является главным путём к взрослению, пониманию окружающего мира. Без системы знаний человек не сможет комфортно ощущать себя в социуме, создавать взаимоотношения.

Религия;

Является особой формой общественного сознания, которая подразумевает веру в сверхъестественное. Каждый вид религии предусматривает определённые нормы поведения, создания объединённых групп. Церковь является наглядным примером такой организации.

Религия основывается на вере в сверхъественные силы, в Бога, понятии о цели и смысле жизни, о добре и зле, о честности и нравственности. Поэтому именно религия является основополагающей в духовной сфере жизни общества.

Наука;

Деятельность субъекта, направленная на систематизацию теории и формирование знаний, называют наукой. Без данной формы сознания трудно себе представить развитие цивилизации. Для получения знаний о мире необходимо проводить длительные исследования. В наше время человечество продолжает делать новые открытия.

Что мы узнали?

Духовная сфера жизни общества касается взаимоотношений людей, направленных на формирование духовно-нормативных ценностей. Большое значение в развитии сознания играют институты культуры, науки, образования, религии, искусства.

Тест по теме

  1. Вопрос 1 из 10

    Какие взаимоотношения относятся к духовной сфере?

    • Касающиеся нравственности
    • Относящиеся к производству, распределению и обмену материальных благ
    • Бытовые взаимоотношения
    • Направленные на получение и удержание власти

Начать тест(новая вкладка)

Институты, регулирующие сферы жизни общества

Социальный (общественный) институт – это форма организации взаимоотношений людей, сформировавшаяся исторически или созданная целенаправленно. Классическим примером института является семья – форма отношений между близкими людьми, которая практически во всём мире устроена одинаково.

Каждая из сфер имеет свои социальные институты, призванные управлять протекающими в ней процессами и регулировать отношения внутри неё. Рассмотрим основные институты каждой из подсистем современного общества.

  1. Институты социальной сферы. Важнейшим институтом данной подсистемы является семья. Большинство людей растут и воспитываются в семьях, и их дальнейшая жизнь во многом зависит от того, как прошло воспитание. Существенную роль в жизни общества играют такие институты социальной сферы как образовательные заведения, медицинские учреждения и спортивные организации.
  2. Институты экономической сферы. Основными институтами данной подсистемы являются производственные и торговые предприятия, банки и биржи. Эти институты отвечают за производство и распределение материальных благ, а также за управление денежными средствами.
  3. Институты духовной сферы. В эту группу входят духовно-просветительские учреждения, различные творческие объединения, средства массовой информации, религиозные и другие организации.
  4. Институты политической сферы. Главным политическим институтом является государство. Ему подчинены институты президентства, парламентаризма, исполнительной власти, государственной службы и судопроизводства.

Проблемы и функции социальной сферы

Главной проблемой общества во все времена считается неравенство доходов. С развитием общества появились два пути решения данной задачи:

  • предоставление равных возможностей каждому субъекту для обустройства своей жизни;
  • предоставление определённых благ для создания достойной жизни (успех зависит от личных стараний и усилий).

Немаловажной проблемой в последние годы стало равноправие мужчин и женщин. Однако, двойная нагрузка на женщин (работа и дом) оборачивается для общества ослаблением семейного уклада (сокращение рождаемости, отсутствие должного контроля родителями за поведением детей)

Основной функцией подсистемы является обеспечение воспроизводства жизнедеятельности субъектов. Являясь самостоятельной сферой, социальная подсистема пребывает во взаимодействии с экономической, политической и духовной сферами. В совокупности все вышеперечисленные подсистемы существуют, как среда для развития и воспроизводства общества.

Помимо этого функциями социальной сферы являются:

  • регулирование распределения, потребления и обмена производимого совместного блага или продукта;
  • обеспечение взаимодействия между социальными институтами;
  • предоставление субъекту минимально необходимых потребностей;
  • формирование и развитие творческих качеств;
  • охрана безопасности, оказание помощи, поддержка нетрудоспособных слоёв населения, социальное обслуживание.

Что мы узнали?

Социальная сфера включает в себя всевозможные отношения между членами общества. Данная подсистема состоит из отдельных структурных элементов: территориальной, демографической, этнической, классовой, профессионально-образовательной, семейно-брачной и экономической. Главной задачей сферы является обеспечение воспроизводства жизнедеятельности субъекта, предоставление ему минимально необходимых потребностей.

Тест по теме

  1. Вопрос 1 из 10

    Что называют социальной сферой?

    • Правовые отношения между индивидами
    • Общение в процессе обучения, воспитания
    • Взаимоотношения на достижение общего материального блага
    • Всевозможные отношения между субъектами общества

Начать тест(новая вкладка)

Характеристика каждой сферы общественной жизни

Общество взаимодействует между собой в разных сферах:

Социальная сфера общества

Это отношения между различными социальными группами людей, а также деятельность государства, нацеленная на гарантирование должного жизненного уровня тем гражданам, кто в этом нуждается.

Главные задачи социальной сферы включают предоставление одинаковых возможностей в системе образования, здравоохранения, профессиональной деятельности и др.

Духовная сфера общества

Касается накапливания и просвещения нравственно-духовным ценностям последующих поколений общества.

Духовная сфера включает такие элементы, как:

  • культура;
  • мораль;
  • религия;
  • искусство;
  • наука.

Экономическая сфера общества

Совокупность экономических отношений, которые создают условия для физического существования общества.

Что такое экономика?

Экономика — это наука, которая исследует как различные группы (частные лица, предприятия и правительства) могут распределить свои ресурсы для удовлетворения своих потребностей с максимальной отдачей; часто предметом изучения становятся такие показатели, как производство, распределение и потребление товаров и услуг.

Политическая сфера общества

Политическая сфера общества стремится решать неравенства прав граждан во время несовпадения интересов разных групп людей. Включает в себя деятельность и отношения между:

  • гражданскими обществами;
  • политическими организациями;
  • государствами;
  • всеми учреждениями, исполняющими государственную власть; и др.

В РФ частью политической сферы общества являются:

  • президент;
  • аппарат президента;
  • парламент (Федеральное собрание);
  • правительство (и его аппарат);
  • местные органы власти;
  • политические партии (включая те, которые не входят в государство);
  • общественные организации;
  • армия;
  • полиция, прокуратура и суды;
  • налоговая служба.

Социальная мобильность

Принадлежность людей к тому или иному социальному классу не является пожизненной. В современности люди могут менять свое социальное положение, такое изменение положения в социуме называют социальной мобильностью. Изменение своего места в социуме может происходить преднамеренно, в результате целенаправленных усилий личности, а может быть случайным, произошедшим под влиянием обстоятельств.

Пример 1. Анна Сергеевна в прошлом принадлежала к низшему классу, так как родилась в очень бедной семье. Но, благодаря целеустремленности и упорному труду, Анна Сергеевна стала директором швейной фабрики, ее социальный статус изменился, теперь она уважаемый и богатый человек.

Пример 2. Мария Александровна в прошлом являлась известной певицей, она была богатой и знаменитой. Но со временем ее песни перестали пользоваться популярностью, и сегодня никто не помнит о существовании Марии. Мария вынуждена преподавать в музыкальной школе, чтобы заработать себе на жизнь. В юности ее заработки в месяц были в тысячи раз больше, но теперь ей об этом остается только мечтать.

Принято выделять вертикальную и горизонтальную мобильность. Вертикальная мобильность представляет собой движение вверх или вниз по социальной лестнице, при этом у человека меняется его социальный статус, уровень доходов и образ жизни. В зависимости от того, повышается или понижается социальный статус у человека, выделяют два вида социальной мобильности: восходящую и нисходящую. Восходящая вертикальная социальная мобильность — это возвышение социального положения, а нисходящая наоборот.

 

Горизонтальная социальная мобильность — это изменение социального статуса индивида в пределах одного класса. При горизонтальной социальной мобильности у человека практически не меняется уровень доходов и образ жизни, но может измениться профессия, место работы или проживания, занимаемая должность.

Пример вертикальной социальной мобильности: Машу Смирнову, которая 7 лет назад была обычным школьным учителем, сегодня назначили директором школы. Ее материальное положение, престиж, образ жизни существенно изменятся, благодаря вступлению в новую должность.

Пример горизонтальной мобильности: Виктор Иванович в прошлом работал учителем математики, но сейчас он преподает совсем другой предмет — физику. Существенных изменений в образе жизни, уровне доходов и престиже профессии Виктор Иванович не заметил, зато ему больше нравится физика, из-за возможности проводить практические занятия, проводить опыты на уроках.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector