Мотивация

Содержание:

Историческая сводка

Многих зарубежных и отечественных психологов интересует, что побуждает индивида к деятельности. Изучением мотивации занимались еще древнегреческие мыслители.

Начиная с 14 века, когда философы сосредоточились на изучении гедонизма как естественного стремления индивида к удовольствию, внутреннее побуждение рассматривали как заложенный природой механизм выживания. Впоследствии единение побуждающих к действию импульсов назвали мотивацией. Этот термин стали использовать для объяснения причин поведения человека, животных.

Ближе к 20 веку мотивацию изучали в ряде школ. Бихевиористы рассматривали ее как причину телесных импульсов, реакцию организма на воздействие. Это породило формулу «стимул — реакция», которая объясняла любой вид активности. В психоанализе по Фрейду основа мотивации — влечение человека. Желание зарождается в органе и воплощается в непреодолимое влечение. Гуманисты под этим термином понимают удовлетворение инстинкта.

Среди зарубежных психологов интерес к проблеме изучения мотивации неразрывно связан с изучением эмоциональной сферы. Получая положительный эмоциональный стимул, человек ведет себя активнее, запоминает больше информации. Но единой теории, которая объясняла бы принцип работы мотивации, нет. Среди советских ученых больше всего внимания изучению мотивации уделяли В. Бехтерев, И. Павлов, И. Сеченов. Вместо схемы «стимул — реакция» они предложили формулу «сигнальность — подкрепление». Сигнал раздражает органы чувств, но для действия необходимо подкрепление — многократное повторение сигнала. Бехтерев считал, что психологические процессы подвержены тем же рефлексам, что нервная система.

На современном этапе развития психологии проблема исследования мотивации также остается актуальной. Ученые определили основные положения, которые разделяют отечественные и зарубежные исследователи:

Мотивация — социально обусловленное образование

В течение жизни она может изменяться.
Мотивационная сфера имеет мотив, цель, эмоции.
Для деятельности важно совпадение мотива и цели.
Эмоции отражают отношение между мотивами и возможностью реализации.. Изучение психологических теорий мотивации продолжается

Ученые рассматривают разные версии появления мотивов, и это позволило выделить отдельные виды мотиваций

Изучение психологических теорий мотивации продолжается. Ученые рассматривают разные версии появления мотивов, и это позволило выделить отдельные виды мотиваций.

1. Метод мотивации № 1 — полюбите себя

Понимаю, пласт огромный, поэтому давайте разобьём его на более удобоваримые кусочки. Для начала поймите свою непререкаемую ценность во Вселенских масштабах. Только вдумайтесь. Вы и Бог – элементы единого ощущения, понимания «Я есть».

Вы можете считать себя более никчёмным потому, что у вас много вопросов и вы ищите ответы. Но осознайте, что если не будет вопросов, то и ответы тоже никому не будут нужны.  Вы – суть Божество, играющее на разных уровнях Бытия. И тут как бэээ…больше никого нет. 

Для того, чтобы воплотить вас тут, из небытия, по сути, из отсутствия материи и только из одной живительной энергии Любви по атому по клеточке было кропотливо создано ваше Тело.

Осознанность, мотивация в жизни и достижение цели

Ваше тело – выверенный сложнейший механизм, удивительная синергия множества непревзойдённых по мудрости элементов. Вы как часть Мироздания настолько сложны и необычайны, что являетесь одновременно и частицей огромного Мира и при этом сами являетесь полноценным Миром, заключая в своём разумном теле бесконечное множество частиц, для которых Мир – вы.

Только вообразите себе сложность и масштабы, хотя, уверяю, всех масштабов, по крайней мере, на данных уровнях внутренних вибраций, вам пока вообразить сложно.

Ну и как, даже поверхностного приблизительного осознания не достаточно по-вашему, чтобы почувствовать свою ценность и значимость, чтобы понять, что обидно вообще-то думать, что такое сокровище тут зря прозябает и вообще по недоразумению сюда попало?

Баловать себя или заставлять?

Любите себя, как великое творение Создателя, который в вас получает свой опыт, любя вас безусловно. Видьте Бога в себе. Кормите себя как Бога. Наслаждаясь вкусом блюд, их внешним видом, позволяя себе изобилие созданного вами же Мира.

Балуйте себя, заботьтесь о себе так, как если бы вы окружали вниманием самое любимое и важное для вас существо на Планете. Стремитесь показывать себе красоту, давать себепозитивные впечатления. Насыщайте каждый свой день радостью

Насыщайте каждый свой день радостью.

Да, бесспорно, если вы уже по уши увязли в «не той жизни», стрелка вашего жизненного топлива стремится к показателю «пустой бак», то на то, чтобы рвануть в счастье словно «с моста в карьер» у вас может попросту не оказаться сил и знаний.

И то и другое можно получить на курсе обучение эзотерике. При пока ещё тех же условиях жизни, но уже с новым осознанием себя как ценности. В состоянии любви к себе, для начала просто примите, что то, в чём вы сейчас живёте – ваше.

Похвала, мотивация в жизни и достижение цели

Не на голову обидно и неожиданно упало, и вы теперь обтекаете, а именно вы это себе создали своим мировоззрением в прошлом. И себя за это надо непременно похвалить.

Непременно похвалить, повторюсь! Потому, что при рождении вас ценными инструкциями о том, как надо и как правильно никто не снабжал. Потому, что много разного нелёгкого на долю вам выпало. И вы вообще-то не сидели, не ждали, а как заправский следопыт дорогу своего Пути прокладывали.

Кто виноват и как мотивировать себя на успех?

Кто ж виноват, что продирались вы иной раз через колючки. Несмотря на то, что рядом невдалеке чистая утоптанная дорожка была, вы ж не видели. Зато ходили, искали сами. Поэтому похвалить и принять с благодарностью то, что есть сейчас.

Что такое Мотивация? Понятие мотивации

В отечественной и зарубежной психологии дано множество определений понятию мотивация, разработано несколько концепций и мотивационных моделей (теория А. Маслоу, Герцберга, Макклеланда).

Слово Мотивация – это определённая и неповторимая система внутренних и внешних стимулов, побуждающих человека проявлять себя тем или иным образом. Многим людям это понятие покажется чем-то возвышенным, но именно мотивация помогает в достижении поставленной цели, она формирует желания и стремления индивида.

Если выпускник школы желает в будущем стать программистом, то он будет мотивирован поступить на информационный факультет, и приложит к этому все возможные усилия. И, став студентом желаемого факультета, он испытает небывалую радость, а учёба сложится удачным образом.

Другой пример: если человек голоден, то он будет мотивирован на подавление этого чувства, действия его будут направлены на приготовление пищи или покупку готовой еды. После удовлетворения этой потребности, низшей, согласно пирамиде А.Маслоу, человек испытает положительные чувства и будет активен для достижения других целей.

Пример неосознаваемого мотива: это постоянная критика и упрёки другого человека за небольшие ошибки, что осознаётся человеком, как повышение своей значимости, деятельности, но это характерно для людей неуверенных в себе. Мотивы преступника часто скрыты не только от правоохранительных органов, но и от самого преступника.

Чтобы осознать мотив, необходимо проделать тщательную внутреннюю работу.

В науке принято различать понятия мотива, цели и потребности:

  • потребность – это осознаваемое или неосознаваемое внутренние позывы;
  • цель – осознанный конечный результат своих действий;
  • само определение мотива описали выше.

Для того, чтобы определить собственную мотивацию, необходимо ответить на следующие вопросы:

  1. Почему я делаю это?
  2. Какие есть у меня потребности, которые я желаю удовлетворить?
  3. Какие результаты ожидаю получить от своих действий и степень их значимости для меня?
  4. Что заставляет действовать меня так, а не иначе?

Структура

Основа мотивации , ее прочная связь с человеческими потребностями. Человек стремится к тому, чтобы уменьшить напряжение, развивающееся на фоне нужды. Он также стремится к тому, чтобы закрывать различные потребности (социального и биологического характера).

Структура понятия представлена в виде цепочки связанных элементов: потребность , мотивация , действия , цель.

Все начинается с чувства дискомфорта, испытываемого человеком в результате нехватки чего-либо. Из этого чувства рождается мотивация действовать, а затем и действие, которое в конечном итоге приводит к цели. Как только одна потребность закрывается, начинается следующий цикл.

Мотивация не может существовать как самостоятельная единица.

Для того, чтобы человек был замотивирован на определенные действия, у него должна быть неудовлетворенная потребность и конечная цель.

Стадии мотивации:

  1. Возникновение дискомфорта. Человек понимает, что ему для организации нормальной жизнедеятельности чего-то не хватает.
  2. Поиск вариантов избавления от дискомфорта (закрытия потребности). Человек рассматривает варианты удовлетворения, подавляющего контроля, замены и переключения на другие потребности. Он стремится избавиться от нарастающего дискомфорта самым простым и оправданным способом.
  3. Постановка цели. Человек должен понимать, какие средства он использует и какой получит результат.
  4. Активные действия. Волевой импульс и направленная на удовлетворение потребности деятельность.
  5. Ожидаемое вознаграждение. Добившись определенных результатов, человек получает награждение (в виде удовлетворения потребности).

    В качестве дополнительного вознаграждения он может получить положительные эмоции и радость от исполнения мечты.

  6. Закрытие потребности. Если человек правильно выбрал стратегию поведения и совершил все необходимые действия, потребность исчезнет (навсегда или же на определенный период времени).

Отрицательным образом на процессе могут отразиться:

  • множественность мотивов (человек испытывает сразу несколько потребностей и не может выделить доминирующую, в результате чего выстроить стратегию поведения становится очень сложно),
  • разнообразие мотивационных структур (их видов) у людей.

Теории мотивации

Теории мотивации наблюдают эволюцию потребностей человека, есть принципы, на которых они основываются. У традиционного потребителя существуют определенные желания. Ряд из них требует сиюминутного исполнения, например, утолить жажду. Остальные мотивационные элементы имеют место тогда, когда предыдущие потребности решены. Так, человек начинает нуждаться в моральной мотивации, материальной, содержательной и процессуальной.

Теория мотивации Маслоу

А. Маслоу был автором мотивационной теории потребностей. Занимаясь изучением психологии, основываясь на сфере менеджмента, управления персоналом, он предположил, что мотивация человека порождается за счет денег. Его главное достижение – разработка «пирамиды Маслоу», которая отражает следующие постулаты:

  1. Человек всегда ощущает потребность в чем-либо. Сильно выраженные элементы объединяются в группы, которые располагаются иерархически.

Обратите внимание! Человека мотивируют неудовлетворенные потребности. Удовлетворенные – не вызывают стремлений к действиям

  1. Удовлетворенная потребность замещается неудовлетворенной;
  2. Обычно человек имеет несколько потребностей, взаимодействующих между собой;
  3. Сначала он стремится удовлетворить физиологические – жажда, голод;
  4. Также он нуждается в безопасности, принадлежности, уважении, а также испытывает познавательные, эстетические и, наконец, потребность самоактуализации.

Теория моральной и материальной мотивации

Основные теории моральной мотивации включают в себя осознание причастности к делу. В материальную стимуляцию входят заработная плата, премии и бонусы, льготы и дотации, обучение, обмен опытом, оценка личного вклада, признание в коллективе, оповещения об успехе, стабильность компании, ее имя.

Деньги – эффективный стимулятор

Процессуальные и содержательные теории мотивации

Данные теории занимаются вопросами о том, как побудить человека к действию. Например, валентность как фактор мотивации использован в теории процессуальной. В целом она направлена на то, чтобы заставить индивида действовать.

Содержательные теории направлены на моральную составляющую мотивов, в т. ч. иерархия потребностей Маслоу, приобретенные потребности МакКлелланда и др. Во многом теории схожи, но отличия составляет то, что один автор делает уклон на первичных желаниях, другой – считает, будто потребность удовлетворена лишь тогда, когда процесс достижения цели реализован несправедливо.

Дополнительные знания о мотивации помогут человеку глубже познать себя, а также окружающих. Она работает для всех людей: служащих, директоров и домоседов. Там, где есть потребность, всегда будет нужна и мотивация, которая подтолкнет индивида к тому, чтобы удовлетворить свои желания.

Что такое мотив

Мотив – это такой процесс, который управляет поведением человека, способствуя его организованности, направленности, активности и устойчивости. Считается также, что мотив – это некий обобщённый образ материальных или идеальных предметов, которые представляют ценность для индивида.

Достижение этих предметов является для него смыслом деятельности. Человеку мотив представляется в виде особых переживаний, которые могут иметь как положительный характер (при ожидании достижения этих предметов), так и отрицательный (при осознании неполноты своего положения, отсутствия у себя этого предмета). Впервые понятие «мотивация» в психологии употребил Шопенгауэр.

В наше время слово «мотивация» в психологии понимается по-разному. Одни исследователи считают, что это совокупность процессов, отвечающих за побуждение и деятельность; а другие полагают, что это чисто психическое явление, представляющее собой совокупность мотивов.

Что же такое мотивация в психологии по своей сути? Данное понятие используется там, где говорят о достижении определённой цели и конкретных путях этого достижения. Известно, что одной и той же цели можно достичь разными путями.

Так, если человек желает стать богатым, то он может устроиться на работу в престижной компании, открыть своё дело, написать хорошую книгу, заняться преступной деятельностью… И наоборот – одно и то же действие может совершаться с разной целью.

Кроме того, желание достичь конкретной цели тоже может объясняться своими соображениями. Зачем человек хочет разбогатеть? Кто-то хочет купить особняк у моря, кто-то – жениться, кто-то – профессионально заняться любимым делом (а не тем, что только приносит доход). В таких случаях говорят, что человеком руководят определённые мотивы.

Обычно человеком, организующим какую-то деятельность и достигающим определённой цели, руководят сразу несколько мотивов, поэтому психологи говорят о той или иной мотивации. Проблема мотивации в психологии является одной из самых сложных. Нередко человек сам не осознаёт, какими именно мотивами он руководствовался, когда производил какие-то действия.

Бывают скрытые мотивы, связанные с какими-то воспоминаниями, страхами и др. Такие мотивы не отображаются в сознании и действуют на подсознательном уровне; человек лишь ощущает какое-то смутное напряжение, дискомфорт, который он стремится преодолеть с помощью определённых действий.

Таким образом, цель – это то, чего мы хотим достичь, а мотив – причина, по которой мы хотим этого достичь. Под мотивацией в психологии понимается как совокупность мотивов, управляющих поведением индивида, так и сам процесс этого управления.

Виды мотивации

Внешняя мотивация – это призыв к действию, которое может приносить деньги, одобрение, продвижение по службе. Заниматься интересным делом для удовлетворения, самореализации – это внутренняя мотивация. Внешняя — может быть обусловлена мотивом изнутри – взглядом на ситуацию, внутренним состоянием человека. В итоге – внешняя и внутренняя мотивация имеют стертые границы. Мотив – то, что затрагивает сознание человека, зависит от его картины миры. Потому потребность в движении обязательно включает характеристики внутренних и внешних мотивов: предпринимая действия, человек меняет мир вокруг и отношение к нему.

«Внутренняя мотивация» — это термин, который ввел Р. Вудвортс: человек рождается с целью осваивать мир посредством поведения – эффективного взаимодействия с окружающими объектами. Другие разновидности внутренней мотивации рассмотрены Р. Уайтом, как поиск «чувства эффективности», когда человек действует ради потребности в эффективности, компетентности и мастерстве.

Классификация мотивации по другим факторам

В психологии людей разделают в зависимости от мотивации к успеху или стремлению избегать неудачи, что определяется разработанными тестами. Однако люди, мотивируемые на успех, в случае неудачи – ищут виноватых. Люди, которые стремятся избегать неудач, наоборот причину неудачи ищут в себе, потому всегда готовы изыскивать резервы для повышения эффективности деятельности.

Давайте разберемся, для чего руководителю нужна система мотивации персонала?

Достижение целей компании

Первоочередная цель любой компании  — это максимизация прибыли. Но не станки, машины и инструменты зарабатывают эту прибыль, а именно люди. Поэтому мотивация персонала на достижение целей компании — это одна из основных задач руководителя. Мотивированные сотрудники показывают более высокую эффективность, быстрее справляются с возникающими сложностями, сами приносят новые идеи развития компании.

Удержание команды

Не секрет, что найм сотрудника, его адаптация, обучение и интеграция в команду занимает много времени и сил. Для обучения новичков опытные сотрудники отрываются от своих основных обязанностей, а компания в это время теряет деньги. Поэтому удержание команды, минимизация числа увольняющихся — важная задача, которую может решить правильно выстроенная система мотивации. 

Ориентация на результат

Важная часть системы мотивации — ориентация на конкретный результат

Для любого человека важно понимать, какого результата он должен достичь и за какое время. Управление мотивацией способствует правильному планированию своего времени и затрат ресурсов, а также дает ощущение завершенности задачи, если сотрудник видит результат

Поощрение лучших 

Довольно часто в компаниях премия выделяется на весь отдел и не слишком зависит от достижений. Это фактор из-за которого ценность мотивации труда размывается. И логика сотрудника довольно проста: зачем делать больше и лучше, если премию дадут всем.  Правильно выстроенное стимулирование сотрудников должно поощрять тех, кто справляется лучше других, показывает более высокую эффективность.

Привлечение и удержание ценных специалистов

Удержание ключевых сотрудников — важнейшая часть HR-блока. Грамотно выстроенная система долгосрочной мотивации в организации призвана удержать ценные и талантливые кадры в компании на долгое время. Мотивированный работник понимает свою ценность, но если он не видит поощрения в будущем — он довольно быстро начнет смотреть в сторону других компаний и их предложений.

Способы мотивации на практике

Способов мотивации существует много, и все они отличаются один от другого.

Мотивация персонала

Она преследует цель повысить активность и производительность труда работника. Используемые для этого меры могут зависеть от разных условий:

  • системы стимулирования на предприятии;
  • особенностей управления предприятием;
  • сферы ее деятельности;
  • количества персонала;
  • стиля управления и др.

Методы мотивации делятся на 3 группы:

  • экономические (материальные);
  • организационно-административные (следование регламенту);
  • социально-психологические (следование социальным интересам).

Наиболее эффективным является метод кнута и пряника, который практикуется многими предприятиями.

Мотивация учащихся

Для студентов и школьников она также важна, т. к. способствует хорошему обучению. Она позволяет ставить долгосрочные цели, выбирать стратегию поведения, добиваться высоких результатов.

Мотивация у детей и подростков редко возникает произвольно. В связи с этим психологи и педагоги разработали различные приемы для вызова мотивации. Они дают возможность благополучно развиваться, учиться и познавать новое. К этим приемам можно отнести:

  • привлечение внимания (интересные опыты и факты, сравнения, истории из жизни);
  • переживание эмоций при подаче материалов из-за их масштабности и ценности;
  • проведение сравнений между научными исследованиями и жизненным опытом;
  • создание атмосферы научного обсуждения, познавательной дискуссии;
  • радостное переживание достижений;
  • придание информации эффекта новизны;
  • приравнивание учебных материалов к разряду достижений, их актуализация;
  • применение позитивного и негативного мотивирования;
  • формирование социальных мотивов (желание приобрести авторитетное мнение, внести свой вклад в развитие).

Что такое мотивация

Мотивация – это побудительная причина, определяющая поведение индивидуума. Данная категория применима как к самым простым физиологическим действиям, так и к сложным трудоемким процедурам.

Когда речь идет об удовлетворении первичных потребностей человека, суть мотивации сводится к желанию жить в относительном комфорте. Это естественное стремление личности со здоровой психикой.

Однако жизнь современного человека необычайно многогранна. Карьера, семейная жизнь, дети, родители, учеба, отношения с коллегами – все эти категории требуют от человека ежедневного принятия множества решений. Толчком для выбора и служит мотивация – иногда внутренняя, иногда внешняя.

Роль мотивации:

заряжает энергией на определенные действия;
способствует максимально быстрому достижению целей;
концентрирует внимание на важном;
готовит к исполнению сценарных ожиданий.

Внутренняя мотивация

Внутренняя мотивация – это ряд психологических стимулов, важных с точки зрения конкретной личности. Иными словами, это личные желания человека, не имеющие посторонней подоплеки. Под влиянием внутренней мотивации человек делает первые шаги, начинает разговаривать, учится играть и всячески взаимодействовать с окружающим миров. Внутренняя мотивация – первичный аспект развития личности.

По мере взросления у человека формируется определенный образ мышления. У него выстраивается личная система приоритетов и ценностей. Именно эти категории в дальнейшем станут критериями принятия значимых решений.

Для кого-то (под влиянием воспитания или яркого впечатления) одним из самых важных жизненных интересов станет работа. Такой человек будет необычайно мотивирован на построение карьерной лестницы, профессиональный рост, освоение новых навыков и т. д.

Для другого на первом плане личное счастье. Такой человек приложит максимум усилий для поиска второй половины и создания крепкой семьи.

И в том, и в другом случае конечной целью служит удовлетворение личных желаний и потребностей.

В качестве примера внутренней мотивации можно привести человека, который боится опоздать на свидание. Влюбленный постарается максимально быстро решить все свои дела (дома или на работе), чтобы выделить время на подготовку к судьбоносной встрече. В этом случае его деятельность будет эффективной из-за внутренней мотивации – его личного желания как можно скорее увидеть любимую.

Внешняя мотивация

Внешняя мотивация – стимуляция извне. Такая стимуляция может быть положительной (материальное вознаграждение, похвала, повышение по службе) и отрицательной (страх недовольства коллег и начальства, опасение штрафных санкций и т. д.).

Внешняя мотивация может проявляться и в личных отношениях. Желание сохранить мир в семье побуждает супругов выполнять нелюбимую домашнюю работу.

Также в качестве примеров внешней мотивации можно привести такие ситуации:

  • усиленное штудирование сложного предмета с целью получить красный диплом;
  • участие в корпоративных праздниках с целью проявить лояльность;
  • отказ от вредной привычки по настоянию докторов.

Сферы применения понятия

Мотивация – понятие широкое, но в целом отражает причины поведения человека. В различных научных сферах человек — это объект исследований различного направления. Потому рассматриваются разные виды мотивации. В психологии – носитель сознания, в экономике – это субъект экономической деятельности с потребностями, а в менеджменте – сотрудник, деятельность которого подчинена целям компании. Педагоги мотивируют, повышая активность познавательной деятельности у школьников, студентов. Термин используют в маркетинге, когда человек, обладающими потребностями, мотивами и суждениями, принимает решение о покупке товара.

В психологии

Психология ищет ответы на два вопросы:

  • Чем поведение человека отличается от животного?
  • Как можно регулировать поведение для решения задач обучения, воспитания, управления активностью?

Потому в широком смысле слова мотивация включает:

  • психологические и физиологические особенности человека;
  • факторы внешней среды, влияющие на поведение.

В узком смысле слова – это психологические изменения, которые формируют, направляют и поддерживают поведение человека. Это причины, которые объясняют, почему человек поступил именно так в конкретной ситуации. Почему? С какой целью? Ради чего?

Психология мотивация изучает три аспекта:

  • биологические и физиологические механизмы, связанные с удовлетворением базовых потребностей;
  • поведенческие или непсихологические стимулы из внутренней и внешней среды – условные рефлексы;
  • психологические – рассматриваются психологические факторы (бессознательное, внутренние и внешние стимулы, социальные факторы, гуманистические – сознание человека).

Существуют различные направления психологии, которые изучали аспекты поведения.

В менеджменте

В менеджменте мотивацией называют процесс стимулирования одного или нескольких людей к деятельности, которая направлена на цели предприятия. Это способ эффективного выполнения работы.

Рассматриваемые в менеджменте виды мотивации опираются на структурирование потребностей людей. Маслоу выделил пять групп потребностей, которые существенно отличаются в зависимости от уровня развития страны, культуры, социума. МакКлелланд ввел следующие разновидности потребностей: власти, успеха и принадлежности. Герцберг предложил учитывать факторы, влияющие на удовлетворение потребности в процессе работы. Условия труда, его оплата, отношения в коллективе – гигиенические факторы – то, что может вызывать неудовлетворенность, но их улучшение не приведет к удовлетворению потребности. Мотивирующими факторами Герцберг называет ощущение успеха при карьерном росте, расширении возможностей, признании со стороны коллег и начальства.

По теории ожидания мотивированность возникает, если человек уверен в том, что его усилия помогут добиться цели и получить вознаграждение. Теория справедливости утверждает, что человек субъективно сопоставляет размер вознаграждение и усилия. Побуждение возникает, когда труд переоценен, и это дает стимул для приложения больших усилий.

В экономике

Экономические интересы общества зависят от материального положения людей, классовых различий. Каждый человек имеет повседневные интересы, которые также влияют на поведение в труде и отношение к работе.

Интересы отражаются в мотивах трудовой деятельности. Это сознательное внутреннее побуждение к труду для удовлетворения потребностей. Мотив предопределяет поведение человек, выбор деятельности, наращивание знаний и умений для достижения целей. Мотивацией является совокупность связанных мотивов.

В экономике выделяют мотивационное ядро: мотивы призвания, обеспеченности и престижа – самореализации, богатства, социального статуса. Степень удовлетворенности этих мотивов влияет на то, как человек оценивает условия труда и формирует отношение к нему.

Для усиления мотивов руководство использует материальные и нематериальные стимулы – доска почета, благодарность или премии в денежной форме. На стыке удовлетворения потребностей, развития мотивов и стимулов рождается система мотивации в экономической деятельности.

Применение в разных сферах

Психологи выделили разные способы мотивации, которые можно эффективно использовать в работе, отношениях и т. д. К наиболее эффективным относятся методики, применяемые в психологии, менеджменте, экономике.

В психологии

Методики:

Самовнушение — процесс, с помощью которого человек самостоятельно воздействует на свою психику. Основная цель — изменение поведения, поступков, убеждений, интересов. С помощью самовнушения человек может сделать свое поведение несвойственным. Чтобы метод сработал, необходимо подготовить список установок, утверждений, которые кажутся правильными. При составлении утверждений нельзя использовать частицу «не».
Аффирмации — выражения или небольшие тексты, с помощью которых можно оказать влияние на человека на психологическом уровне. Чтобы аффирмации сработали, нужно разделить чистый лист бумаги на две части. Слева написать негативные утверждения, которые вызывают страх, тревогу, справа — положительные

Важно подробно расписать негативные утверждения, чтобы выявить скрытые страхи. После этого необходимо разрезать лист на две части, сторону с положительными аффирмациями постоянно носить с собой, зачитывая их каждый день.
Самомотивация — стремление, желание продолжать деятельность при потере естественной мотивации. Нужно постоянно искать причины, которые заставят продолжать действовать, чтобы не опускать руки.

Нужно постоянно искать причины, которые заставят продолжать действовать, чтобы не опускать руки.

В менеджменте

Методики мотивации, применяемые в менеджменте:

  1. Экономические — материальное стимулирование. К ним относятся — повышение заработной платы, материальная помощь, премии, ссуды.
  2. Неэкономические — морально-психологические или организационные. К ним относится похвала, поддержка, одобрение, доверие, уважение, порицание, перспективы к дальнейшему росту, делегирование полномочий, задач.

Категория личность в истории псих-и.

Категорияличность появилась в психоло-гии
сравнительно недавно, хотя вопросы о
сущности человека, развитии его
представления о себе и оценки себя
ставились еще в античности. Однако в то
время понятияличность ичеловекрас-сматривались как тождественные,
не существовало и современных понятийличность, индивид ииндивидуальность.На протяжении длительного времени,
как уже отмечалось, ведущим предметом
психологии было познание, а категории
образа и внутренней, ум-ственной
деятельности оставались ведущими.
Недаром известный ученый В.Вундт говорил
о диктате «интеллектуализма» в
психо-логии, противопоставляя свою
волюнтаристскую психологию прежней,
изучающей в основном «человека
познающего», а не чувствующего. Лишь с
появлением школы глубинной психологии
именно личность стала одной из ведущих
категорий и остается ею в современной
психологической науке, хотя и в настоящее
время разные школы (гуманистическая,
глубинная, отечественная психо-логия)
рассматривают структуру, генезис и
движущие силы разви-тия личности
по-разному.

Шкала мотивации

Помните о том, что мотивация возможна только по отношению к какому-либо действию. Она не существует сама по себе. Это отношение по отношению к…

1. Шкала.

Представьте себе шкалу мотивации: 0 – отсутствие мотивации, 10 – мотивация на максимуме. На ней находится бегунок, который может помечать ваше положение на шкале.

2. Крайние точки.

Подумайте о каком либо действии, которое вам не нравится делать.

Вспомните состояние, когда вам не хочется этого делать, вы и не делаете…

Вживитесь в него и проассоциируйте его с 0 положением бегунка на шкале.

Отвлекитесь.

Вспомните состояние, когда вы готовы делать что-то (что вам может и не нравится) с максимальной силой. Доведите это до максимального уровня (10).

Проассоциируйте с положением бегунка на шкале в 10.

Отвлекитесь.

4. Управление состоянием.

Проверьте – бегунок теперь не только индикатор вашего уровня мотивации по отношению к чему-то, но и способ управления. Чем выше вы его поднимаете, тем выше уровень вашей мотивации, чем ниже бегунок – тем меньше ваша мотивированность.

5. Лампочка перехода.

Определите разницу состояний – когда ваша мотивированность еще недостаточна для того, чтобы начать действовать, и когда вы уже готовы действовать.

А теперь свяжите между собой состояние недостаточной мотивированности (лампочка не горит) и состояние «готов к действию» (лампочка горит). И чем сильнее «готов к действию» – тем сильнее горит лампочка.

6. Индикатор состояния собеседника.

Но этой шкалой можно пользоваться не только для управления собственным состоянием, а так же и для калибровки состояния мотивированности другого человека.

Просто представьте эту шкалу над человеком и предложите ему что либо сделать. И следите за положением бегунка и яркостью лампочки.

Если вдруг (что странно) это не получается делать спонтанно, сделайте шаги 1-3, 5 но только привязывайте положение бегунка к состоянию человека (в калибровке).

В парах: Оператор, Клиент.

Оператор помогает Клиенту встроить «Шкалу мотивации».

~ 20 минут.

Упражнения

Просмотрите телерекламу и определите, какой тип мотивации используется в каждом конкретном случае.

  • Спрайт – ОТ.
  • Аce – ОТ + К.

Не менее 15 роликов.

Слушая человека, определите его базовый тип мотивации.

  1. Учтите, что ориентированный ОТ постоянно уходит от чего-то, а ориентированный К идет к чему-то.

Не менее 7 человек.

1. Определите контекст, с которым вы хотите поработать (то есть, кого и на что вы хотите мотивировать): подчиненных – приходить вовремя, покупателя – купить шампунь…

2. Сделайте карточки с ценностями, которые связаны с данным контекстом: уважение, скидка, чистота, качество… Не менее 10 карточек.

3. Вытягивая «в слепую» по 3 карточки сделайте по два небольших текста – с мотивацией К и мотивацией ОТ. В данных текстах должны использоваться те критерии, которые указаны в карточках.

Контекст: приход подчиненных на работу вовремя. Критерии: уважение, зарплата, карьера.

— Иван Петрович! Если вы хотите сохранить и дальше мое уважение, я думаю вам стоит прекратить опаздывать. А то это может отразиться на вашей зарплате и карьере.

— Если вы прекратите опаздывать, вы сможете укрепить мое уважение к вам, и это будет серьезным аргументом, когда будет поднят вопрос об увеличении вам зарплаты. И, я думаю, это положительно может сказаться на вашей карьере.

Не менее 15 раз.

Определив критерии собеседника в данном контексте, сделайте два текста (с мотивацией К и ОТ) и посмотрите на невербальную реакцию.

Не менее 5 раз.

Определив критерии собеседника в данном контексте и его мотивацию, постарайтесь мотивировать его (на поведение покупку и т.п.) и добиться результата. Результат должен быть однозначно определен.

Не менее 7 раз.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector